Диагностика это установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращение нарушений в нормальном функционирование.
Виды диагностики
1. По широте охвата объекта
1.1. Общая
1.1.Распространяется на всю систему управления. Может проводиться виде экспресс или полно масштабного диагностирования.
1.1.1. Экспресс является предварительной с целью определения основных направлений работ по совершенствованию системы, определению основных проблем, узких мест в системе.
1.1.2. Полно масштабная это более детальное, основательное диагностирование всей системы управления в ходе которого принимаются обоснованные решения по уточнению проблем и направлениям их решения.
1.2. Специальная. Относится к одной из составных частей системы управления
1.2.1. Предварительная (экспресс)
1.2.2. Основная (детальная)
2. По продолжительности
2.1. Кратко срочные
2.2. Средне срочные
2.3. Долго срочные
3. По началу времени рассмотрения объекта
3.1. Предварительная
3.2. Основная
Внутренняя (формируется целями) и внешняя среда
Методы диагностики систем управления:
1. Методы сбора информации для диагностики
2. Методы анализа собранной информации
3. Методы определения приоритетов проблем (дерево целей, граф проблем (возможно граф исикавы))
Диагностический анализ – является инструментом установления причинно-следственных связей в системе, и служит основой для определения направлений дальнейшего детального исследования.
Аудит системы управления – это метод исследования систем управления, аудит это проверка. Определение аудита в соответствии ИСО 9000 2001 аудит или проверка – это систематизированный, независимый документированный процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного оценивания с целью, установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Аудит определяется как аудит. (и это в рамках государственного стандарта).
Аудит системы управления может быть в виде предпринимательской деятельности по независимой проверке проводимой независимой аудиторской организацией (3ей стороной). Деятельность не коммерческого вида (вторая сторона, например союз потребителей).
Деятельность внутреннего характера.
Цель любого аудита – выражение мнения аудиторов для достоверности о соответствии аудируемых объектов предъявляемым к ним требованиям.
Аудит может быть обязательным или инициативным. При проверке аудируемой организации одновременно несколькими аудиторскими фирмами – аудит называют совместным. Аудит системы управления по характеру решаемых аудируемым предприятием задач условно можно разделить на внутренний и внешний, стандарты на элементы системы управления. Функционирование компании для контроля руководителями, внутренний аудит все деятельности организации, аудит непосредственно всей системы управления, управленческой деятельности, проверка профессионализма персонала.