Рынок медицинской техники

В СССР приобретение изделий медицинской техники (ИМТ) для ЛПУ осуществлялось, в-основном по разнарядке органов здравоохранения и централизовано установленным ценам (при этом существовала проблема приобретения дефицитного товара). Сейчас медицинские организации имеют возможность свободной покупки ИМТ.

Функционирование рынка ИМТ во многом похоже на фармацевтический рынок и рынок медицинских услуг, однако имеет ряд особенностей. Отечественное здравоохранение является привлекательным рынком для иностранных фирм, производящих и реализующих ИМТ, а высокая информативность современных информационных технологий стимулирует руководителей здравоохранения на приобретение импортной медицинской техники. Только в Самарской области в 1991-1994 гг. доля расходов ЛПУ на приобретение ИМТ увеличилась с 8,6 до 15,3%. Здесь прослеживается одна из основных моментов взаимоотношения категорий «свое – не свое». Руководитель органа государственного здравоохранения или его учреждения управляет имуществом, лично ему не принадлежащим, поэтому эффективность приобретения медицинской техники часто оставляет желать лучшего.

Существует несколько ошибок приобретения ИМТ, основными из которых являются:

· неосведомленность в технических характеристиках ИМТ;

· недооценка необходимости приобретения расходных материалов, запасных частей и технического обслуживания;

· децентрализованное приобретение ИМТ и расходных материалов;

· нарушение правил транспортировки;

· отклонение от условий монтажа оборудования, выдвигаемых продавцом;

· невысокий уровень подготовки персонала к работе на оборудовании;

· недостаточная интенсивность эксплуатации ИМТ;

· нерациональное размещение ИМТ в сети ЛПУ;

· отклонение от стандарта применения;

· использование не предусмотренных изготовителем расходных материалов и комплектующих.

Часто продавцы предлагают ИМТ изготовленные из комплектующих разных фирм по низким ценам, не гарантируя при этом сервисного технического обслуживания. Привлекательность низких цен перечеркивается коротким сроком эксплуатации и проблемами с ремонтом.

Еще одной проблемой является приобретение оборудования, снятого с производства. Хотя такое оборудование выглядит новым, и фактически не использовалось, но материалы, комплектующие и запасные части либо уже не производятся вообще, либо (что бывает чаще) производятся в очень небольшом количестве по довольно дорогой цене (преимущественная цена), что делает экономически невыгодным эксплуатацию такого оборудования по сравнению с более современными.

Сравнивая возможности централизованной и децентрализованной закупки ИМТ, нужно заметить, что преимущества оптовой закупки очевидны. Изготовители медицинского оборудования предоставляют скидки с цены при закупке партии оборудования, что дает ощутимую выгоду при централизованной закупке. При этом нужно понимать, что такую закупку должно делать не предприятие (даже государственное), имеющее своекорыстный интерес, а некоммерческая структура (например, орган здравоохранения или какой-либо фонд), не имеющая целью получить прибыль. Справедливости ради нужно заметить, что иногда государственные чиновники вступают в сговор с продавцами медицинской техники, нанося экономический ущерб государству.

Планируя закупку ИМТ необходимо проанализировать большое количество вариантов технического и финансового характера. Так, диагностику язвы желудка можно проводить с помощью большого количества приборов, начина от гастроскопа и заканчивая рентгеновским аппаратом и даже компьютерным томографом. Однако качественный гастроскоп в умелых руках может помочь исследовать желудок быстрее и меньшими издержками, чем с помощью рентгеновских лучей.

Если появляется необходимость в приобретении дорогостоящего компьютерного оборудования, то нужно очень внимательно отнестись к такому приобретению и найти ответы на ряд вопросов:

1. Кто изготовитель? Делает ли данная фирма компьютеры для других целей? Если нет, то лучше выбрать другую марку.

2. Какая операционная система использована в аппарате? Сложна ли она в эксплуатации и требует ли постоянного обслуживания?

3. На каком языке составлена программа? Русифицирована ли она?

4. Когда производилась последняя замена программного обеспечения? Если более 12 мес. назад, то может быть, что этот аппарат уже снят с производства, и его фирма обеспечивать больше не будет.

5. Требует ли оборудование особых условий эксплуатации и можно ли его обеспечить (температура, влажность и пр.)?

6. Каковы технические данные (напряжение, частотные диапазоны).

7. Осуществляется ли управление им только с одного источника (места)?

8. Можно ли проводить ремонт и техническое обслуживание на месте и изменять с программу в соответствии с конкретными потребностями.

9. Где можно приобрести запчасти? Если только у одного поставщика, то стоимость покупки значительно возрастет.

10. Имеется ли возможность доставить ИМТ к месту установки? Известен случай, когда при попытке доставить на верхний этаж ЛПУ (через окно) рентгеновский аппарат, он оборвался и упал. Выдержит ли оборудование перевозку и погрузо-разгрузочные работы?

11. Может ли пол помещения выдержать массу аппарата? Как будет осуществляться ремонт и замена основных узлов, не потребуется ли для этого разбирать весь аппарат, а затем собирать и настраивать?

12. Достаточная ли будет эксплуатация техники в период гарантийного срока? Интенсивная эксплуатация сложного оборудования в течение гарантийного срока, выявляет около 95% технических дефектов.

Большой проблемой является и нерациональное размещение оборудования в ЛПУ и неполная нагрузка на них. Так, в Самарской области (1991-1994 гг.) средств выделенных на покупку фиброколоноскопов в одном из сельских административных районов было бы достаточно для индивидуальной доставки всех обследованных за год пациентов транспортом ЛПУ в специализированное отделение областного центра на протяжении 33 лет. При этом среднеобластной показатель нагрузки на 1 аппарат составил 59 обследований в месяц, в специализированных отделениях – 119, а в больницах сельского административного района – 17.

Заслуживает внимания метод закупки бывших в эксплуатации ИМТ по принципу «как есть – где есть», т.е. оно покупается в том состоянии, в котором находится и в том месте, где оно есть. Можно купить в США рентгеновское оборудование бывшее в эксплуатации 5-7 лет за $50 тыс., при стоимости нового аналогичного в $300 тыс. Перевозка, сборка, установка и ввод в эксплуатацию составит ≈ $30 тыс. Годичный контракт с сервисной службой обойдется еще в $10 тыс. Предположим, что после 5 лет эксплуатации ИМТ можно продать за $20 тыс. Таким образом фактическая цена оборудования составит ≈ $70 тыс.

Однако гарантия на приобретенное подержанное оборудование в подобных случаях обычно не предоставляется. При этом возможны следующие издержки:

· недобросовестность продавца, который должен был заменить изношенные детали, но этого не сделал;

· большое количество расходов на проезд, проживание в США, телефонные переговоры, поиск оборудования;

· решение вопросов о сборке, перевозке, обслуживании гарантии на оборудование и ответственности фирм на каждом этапе.

Медицинская техника приобретается не только как ресурс, необходимый медицинским организациям. Население России приобретает большое количество медицинской техники (тонометры, фонендоскопы, ингаляторы, массажеры, и т.п.). Этому способствует либерализация рынка и увеличение доступа на него иностранных фирм.

Несмотря на положительные стороны либерализации рынка ИМТ нужно отметить и некоторые его отрицательные стороны, выражающиеся, как правило, в увеличении случаев самолечения. Массированное воздействие на сознание людей информации о «чудо-приборе» часто способствуют тому, что человек не обращается к врачу, а уповает на тот эффект, который обещают продавцы такого оборудования. При этом, затраты на приобретение «чудо-прибора», могут оказаться экономически неэффективными, а впоследствии, еще и увеличиться, т.к. лечение запущенного заболевания обходится значительно дороже, чем острого состояния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: