double arrow

Метод дерева целей

Количество и разнообразие целей и задач управления настоль­ко велики, что без комплексного подхода к исследованию их со­става не может обойтись ни одна социально-экономическая си­стема. В качестве удобного и апробированного метода можно исполь­зовать построение целевой модели в виде древовидного графа - «дерева целей». Посредством «дерева целей» описывается их упо­рядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого после­дующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировании целей разных уровней необходимо опи­сывать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимыми друг из друга;

• фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, пред­ставляющие собой формулировку работ, которые могут быть вы­полнены определенным способом и в заранее установленные сро­ки.

Схема 21. Фрагмент «дерева целей»

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации струк­туры, иерархичности построения ее системы управления.

Важным моментом в исследовании является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики за определенный пе­риод времени. Динамическая модель особенно полезна при раз­работке перспективных планов социально-экономической систе­мы, реализующих ее стратегию.

В качестве примера формулирования целей рассмотрим процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях - маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту. В табл. 1 приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизиро­ваны и количественно измерены с помощью соответст­вующих показателей.


Сейчас читают про: