Метод синектики
Синектика - это соединение различных, даже несовместимых, элементов.
Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее - поиск и реализация возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.
Идея синектики - формирование «группового мышления», специально созданная «группа синекторов».
Главное отличие синектики от метода «мозгового штурма» - подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в качестве представления незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного группового мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношение к группе, активизацию интуиции.
В состав группы часто включают эксперта, являющегося специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной в зависимости от ситуации: роль «энциклопедии», роль «адвоката дьявола», вносящего возмущение в идеи, понятия, образы, и т.д.
В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. Во-первых, это состояние отрешенности - вовлеченности; во-вторых, откладывания - осторожности; в-третьих, размышления - раскованности; в-четвертых, достижения - удовлетворенности.
В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера - настроить группу на творческое восприятие проблемы.
Метод синектики состоит из трех этапов:
• превращение неизвестного в якобы известное;
• превращение известного в якобы неизвестное;
• превращение неизвестного в известное.
При возникновении проблемы сначала всегда возникает стремление ее понять, осмыслить, т.е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения.
Далее возникает сомнение в том, что этого сведения достаточно для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т.е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний (здоровый скептицизм - основа творчества).
Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное:
• субъективная аналогия;
• прямая аналогия;
• символическая аналогия;
• образная аналогия;
• фантастическая аналогия.
Субъективная аналогия - это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, и противодействующие аспекты проблемы. Такой прием помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их - это значит увеличить вероятность решения проблемы.
Прямая аналогия - это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем. Наиболее известный пример использования прямой аналогии в исследовательской деятельности - перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникла идея кибернетики.
Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий - в известном, неясного - в ясном, бесспорном. Это прием здорового скептицизма.
Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание.
Соединение субъективной и символической аналогии дает нам образную аналогию. Ее особенность - превращение первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом-критерием, характеризующим развитие.
Фантастическая аналогия отличается предельной свободой оперирования символами и образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал желаемого будущего. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например: «современная техника уничтожает человека», «чем совершенней управление, тем оно опасней для природы» и т.д.