double arrow

Примерные формулировки целей функциональных подсистем

Таблица 1

Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции определенного вида на конкретном рынке
Производство Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Научно-исследовательские разработки (инновации) Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
Финансы Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах пред­приятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкуса и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.

Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, вы­пускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специали­сты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей инфор­мацией и методами разработки целевых моделей. Со­став и количество этих специалистов зависят от воз­можностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо ис­пользовать элементы рыночной инфрастуктуры: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационным технологиям, вы­числительным методам и т.п.

Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ре­сурсов в конечный продукт, его хранение и распределе­ние, а также послепродажное обслуживание.

При установлении целей по этой подсистеме необхо­димо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство тре­бует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Нако­нец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Цели этой сложнейшей подсистемы организации ус­танавливаются в виде системы показателей, отражающих объем, ассортимент продукции, качество, производи­тельность, затраты и т.д.

Подсистема, связанная с исследованиями и разработ­ками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность - это поиск новых видов продук­ции и услуг для замены устаревших, определение це­лей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятель­ности предприятия.

Подсистема «Персонал» направлена на работу с тру­довым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой под­системы является высокая заинтересованность сотруд­ников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, нало­говых обязательств, составление бюджетов (по предпри­ятию в целом, его подразделениям и программам).

Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей орга­низации, исключающее нерациональные затраты вре­менных, материальных, людских и др. ресурсов. В соответствии с нею под­система устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за дви­жением и использование всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выде­ляются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами дости­жения желаемых результатов. Эти проблемы специфич­ны для каждой организации.

Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» (ММШ) - это координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы либо формулирования самих проблем развития фирмы или ее отдель­ных подразделений.

ММШ возник в 30-е гг. XX в. как процедура коллективного поиска решений (выдвижения идей) в проблемных ситуациях и в настоящее время широко используется в научных и предприни­мательских структурах при разработке новой продукции, проектировании новых и совершенствовании устаревших организационных структур управления, т.е. при нахождении целесообразных решений для конкретных управленческих проблем.

Эффективность метода достаточно высока. По данным Д. Джон­сона, исследовательская группа из шести человек способна за пол­часа на основеММШ выдвинуть около 150 идей, чего практически невозможно добиться от такого же количества специалистов, ис­пользующих обычные методы.

ММШ проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей (схема 22).

Каждый этап осуществляется на основе конкретных принци­пов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эф­фективность.

Первый этап - генерация идей - предполагает следующие принципы:

• принцип формирования группы по способностям к научно­му воображению и развитой интуиции, антидогматическому мыш­лению, разнообразию знаний;

• принцип строгого запрещения любой критики, так как вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование;

• принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Мож­но предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказан­ной;

• принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограниче­ний по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению;

• принцип ограниченности времени на выдвижение идей, так как желательно, чтобы идеи выдвигались «в момент озарения».

Второй этап ММШ - этап анализа - также предполагает ряд принципов:

• принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась пер­воначально, не должна исключаться из практического анализа;

• принцип аналитического потенциала. Группа должна состо­ять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования;

• принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей;

• принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретиза­ции;

• принцип позитивности в анализе идей, т.е. проведение ана­лиза с установкой на поиск рационального позитивного в любых проявлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: