Тема 5.2. Оценка результатов исследования и диагностика систем управления

Схема 42. Система показателей для исследования управления

Система показателей для исследования управления

Показатели, используемые в исследовании системы управления, различны. Их совокупность, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходимых показателей или, при отсутствии подходящих, их конструирование.

Для выбора показателей необходимо сделать классификацию, которая упорядочивает все их разнообразие и показывает, помимо прочего, каких показателей для проведения исследования недостаёт (схема 42).

В любом исследовании существует предмет и объект. В исследовании управления в качестве объекта исследования выступает система управления, т.е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовать по общей цели деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы.

Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.

Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления.

Существует другая группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, показатели функционирования и развития.

Показатели состояния включают те процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).

Показатели динамики, функционирования и развития отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества.

Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.

Реальное управление – это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для достижения цели.

Предмет управления отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характеристикам цели и условиям ее достижения.

В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложным (его иногда называют синтетическим, расчетным) является показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета.

Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделение носит в определенной степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных параметрах и в единицах. Это разделение отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например, социально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в показателях «хорошая» или «плохая» или в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и те, и другие.

Показатели в их функции средства воздействия имеют определенный организационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя. Регламентные обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.). Нормативные регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.). Инструктивно-информационные дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.

По универсальности можно разделить показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые – полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления.

Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т.д.

В исследовании управления большую роль играет сочетание экономических и натуральных показателей.

Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распоз­навание», «определение».

Диагноз - это что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность определить диагноз позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика - это определение состояния объекта, предмета, яв­ления или процесса управления посредством реализации комплек­са исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, ко­торый осуществляется во времени и в пространстве. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального со­стояния процессов управления.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорга­низованная динамическая система (вся экономика страны, отдель­ная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутрен­няя среда организации, конкретные виды ресурсов, производствен­ные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.

Осуществив цель на основании данных диагноза, можно вы­работать правильную экономическую (политическую, социаль­ную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики - определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и ре­ализовать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: