double arrow

I. 3. Лекционный комплекс

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА САНИТАРНОГО ВРАЧА И ПОМОЩНИКА ЭПИДЕМИОЛОГА

РФ следует относить к романо-германской правовой семье с некоторыми атрибутами прежней, социалистической системы.

Содержание работы помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога определяется их должностными инструкциями.

В ЦГЭ должности помощников санитарного врача и помощников эпидемиолога занимают санитарные фельдшера, которые выполняют значительную часть работы по осуществлению текущего санитарного надзора, проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Помощник врача-гигиениста по коммунальной гигиене осуществляет санитарный надзор за определенными объектами (бани, прачечные, душевые, парикмахерские, общежития и др.). Он контролирует выполнение конкретных санитарно-гигиенических требований по содержанию и эксплуатации названных объектов, делает записи об их санитарном состоянии, осуществляет забор проб воды, воздуха, почвы и направляет их в лабораторию, составляет протоколы о санитарном нарушении и сообщает о выявленных нарушениях врачу.

Помощник врача-гигиениста по гигиене труда следит за санитарным состоянием промышленных предприятий, за соблюдением установленных норм и правил в отношении вентиляции, освещения, запыленности, шума, вибрации, температуры в производственных помещениях. По заданию врача он отбирает пробы воздуха, измеряет шум и вибрацию, определяет уровень освещенности на рабочих местах. Он следит также за своевременной выдачей рабочим спецодежды и наличием и использованием средств индивидуальной защиты, проверяет бытовые помещения для работающих. О всех выявленных нарушениях и недостатках помощник информирует врача и выполняет его распоряжения.

Помощник врача-гигиениста по гигиене питания ведет наблюдение за объектами, где осуществляются производство, транспортировка, хранение и реализация пищевых продуктов (объекты пищевой промышленности, мясокомбинаты, птицефабрики, молокозаводы, предприятия торговли и общественного питания). В его обязанности входят контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, отбор проб пищевых продуктов и направление их в лабораторию, выявление нарушений санитарного законодательства, составление акта санитарного обследования и протокола о санитарном нарушении. Особое внимание следует уделять прохождению текущих медицинских осмотров всеми работниками пищевых объектов. О всех выявленных нарушениях помощник должен своевременно сообщать врачу.

Помощник врача-гигиениста по гигиене детей и подростков контролирует выполнение гигиенических требований в детских учебно-воспитательных, оздоровительных, лечебно-профилактических и подростковых учреждениях (детские сады, школы, школы-интернаты, детские поликлиники, детские оздоровительные лагеря, детские санатории, дома ребенка и др.). Он проверяет соблюдение режима учебы и отдыха, продолжительность учебного дня, условия быта, организацию питания детей и т. д.

Помощник врача-эпидемиолога контролирует выполнение многих противоэпидемических и профилактических мероприятий. На основании полученных экстренных извещений он под руководством врача-эпидемиолога проводит эпидемиологическое обследование очагов, организует проведение текущей дезинфекции в очаге, выявляет обстоятельства, вызвавшие возникновение заболевания, устанавливает источник инфекции и факторы ее передачи, проводит забор материала для лабораторных исследований, осуществляет наблюдение за эпидемическим очагом. Помощник врача-эпидемиолога систематически контролирует соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, выполнение распоряжений врача-эпидемиолога в детских дошкольных учреждениях. Важнейшим элементом его работы является участие в организации и контроле за своевременностью и качеством проведения профилактических прививок населению, правильностью хранения прививочных препаратов. Большое внимание уделяется также организации и проведению противопаразитарных мероприятий. Под руководством врача помощник разрабатывает материалы об инфекционной заболеваемости населения, рассчитывает показатели, заполняет таблицы, оформляет цифровую часть месячных и годовых отчетов об инфекционных и паразитарных заболеваниях.

Помощник врача, работающий в дезинфекционном отделе, обеспечивает проведение дезинфекции в очаге, в необходимых случаях осуществляет санитарную обработку людей, организует транспортировку инфекционных больных, выполняет дезинсекционные и дератизационные работы.

Важное место помощники врачей отводят работе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Под руководством врачей они ведут делопроизводство и осуществляют все виды санитарно-эпидемиологического учета.

Тема № 1. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ (2 час)

Цель:Формирование знаний по вопросам общей этиологии и патогенеза.

План лекции:

1. Этиология, определение понятия. Понятие о причинах и условиях развития болезни. Роль причины и условий в развитии болезни.

2. Классификация этиологических факторов. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в развитии болезней. Роль наследственности в этиологии.

3. Патогенез, понятие. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичное повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Понятие о «ведущем звене» патогенеза и «порочном круге» в патогенезе.

4. Этиотропный и патогенетический принцип профилактики и терапии болезней.

Тезисы лекции

Этиология ( греч aitia – причина, logos-учение) - учение о причинах и условиях болезни

Причина – тот фактор, который вызывает болезнь и придает ей специфические черты

Для причины характерно:

· предшествует развитию болезни

· имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни

· устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма

· с помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Условия – те факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни

Патогенез (греч. pathos - болезнь, genesis - развитие) – учение о механизмах развития, течения и исходов болезни.

Патогенез - комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, возникающих при болезни.

Ведущее звено патогенеза – то звено, которое приводит к развертыванию остальных звеньев патогенеза и дает специфические проявления болезни.

Порочный круг в патогенезе (circulus vitiosus) – формирование положительной обратной связи между звеньями патогенеза, когда последующее звено патогенеза усугубляет предыдущее, когда причинно-следственные отношения в патогенезе замыкаются, и следствие усугубляет действие причины.

Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней – мероприятия, направленные на устранение причины болезни и повышающие резистентность организма

Патогенетическая терапия – мероприятия, направленные на устранение ведущего и других звеньев патогенеза.

Иллюстративный материал:

1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре

Литература:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 73-87

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 30 -38.

3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 8-14.

4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 17-22.

5. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 22 – 25, 75-80.

Дополнительная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 33-37.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 19-21, 23-25.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 37-45.

4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз. - 1962. -176 с.

5. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М.: Медицина, 1986, С.226 - 233.

6. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995. - С.49 - 90.

7. Нурмухамбетов А.Н. Спорные вопросы этиологии (лекция) // Вестник КазГМУ, 1999. - № 5,.с.114 - 117.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Этиология, определение понятия.

2. Патогенез, определение понятия.

3. Ведущее звено патогенеза.

4. Этиотропный и патогенетический принцип терапии болезней.

Тема № 2. ВОСПАЛЕНИЕ (2 час)

Цель: Формирование знаний по патофизиологии воспаления

Проблема: нарушение адекватного развития воспаления как основа для формирования синдрома системных воспалительных реакций (ССВР) и полиорганной недостаточности (СПОН)

План лекции:

1. Воспаление, определение, этиология.

2. Альтерация, понятие. Первичная и вторичная альтерация при воспалении.

3. Изменения обмена веществ в очаге воспаления. Физико-химические изменения в очаге воспаления, их патогенез, последствия.

4. Медиаторы воспаления, виды, происхождение, роль в развитии воспаления.

5. Стадии изменения кровотока в очаге воспаления, их патогенез.

6. Экссудация, определение, механизм развития. Виды экссудатов. Состав и свойства гнойного экссудата

7. Эмиграция лейкоцитов, определение, стадии и их патогенез. Фагоцитоз, стадии. Недостаточность фагоцитоза и ее значение при воспалении.

8. Пролиферация, ее механизмы. Стимуляторы и ингибиторы пролиферации.

9. Местные и общие признаки воспаления и их патогенез.

10. Хроническое воспаление, этиология, патогенез, отличия от острого воспаления.

11. Значение воспаления для организма.

12. Общие принципы профилактики и лечения воспалительного процесса.

Тезисы лекции

ВОСПАЛЕНИЕ –(греч. phlogosis, лат. inflamatio) - типовой патологический процесс, включающий альтерацию, экссудацию, пролиферацию.

Причины воспаления – флогогены:

Экзогенные (биологические, механические, физические, химические, социальные)

Эндогенные (кровоизлияния, продукты тканевого распада, токсические метаболиты, отложения солей, иммунные комплексы, активные радикалы)

Компоненты воспаления:

1. Альтерация

2. Сосудистые изменения преимущественно в микроциркуляторном русле с явлениями экссудации и эмиграции лейкоцитов (экссудация)

3. Пролиферация

Альтерация – повреждение - нарушение структуры и функции клеток, межклеточного вещества, нервных окончаний, сосудов.

Первичная альтерация – возникает под действием флогогенного фактора (причины)

Вторичная альтерация – является следствием первичной альтерации и связана с изменением обмена веществ, физико-химическими изменениями, действием медиаторов воспаления.

Нарушение обмена веществ в очаге воспаления

Обмен веществ изменяется количественно и качественно:

· ­распад углеводов, белков, жиров (повреждение мембран лизосом ® выход и активация лизосомальных гидролаз)

· ¯анаболические процессы

· окисление веществ не доходит до конечных продуктов - СО2

и Н2О (вследствие повреждения мембран митохондрий) ® ¯ дыхательного коэффициента (ДК = выделенный СО2/поглощенный О2)

Физико-химические изменения в очаге воспаления

· Гипер H+иония → ацидоз (вследствие увеличения недоокисленных продуктов обмена)

· Гипер К+ иония вследствие выхода калия из поврежденных клеток

· Гиперосмия вследствие увеличения диссоциации солей (­ Na+, Cl-) и выхода внутриклеточных ионов из поврежденных клеток

· Гиперонкия вследствие увеличения количества полипептидов и аминокислот, повышения дисперсности белковых молекул и выхода белков из сосудов в очаг воспаления

Медиаторы воспаления делятся на клеточные и гуморальные

Медиаторы клеточного происхождения

· гистамин (из тучных клеток, базофилов, тромбоцитов)

· серотонин (из тромбоцитов)

· лизосомальные ферменты (из нейтрофилов, макрофагов)

· простагландины (из лейкоцитов эндотелиальных клеток, тромбоцитов)

· лейкотриены (из лейкоцитов)

· факторы, активирующие тромбоциты (из лейкоцитов, эндотелиоцитов)

· активные радикалы кислорода (из лейкоцитов)

· оксид азота (из макрофагов)

· цитокины ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО

Медиаторы гуморального происхождения

· Белки системы комплемента

· С3а, С5а, С3в, комплекс С5в-С9

· Кинины (брадикинин, каллидин)

· Факторы свертывающей системы крови и фибринолиза

Медиаторы воспаления вызывают вторичную альтерацию, формируют сосудистые реакции, регулируют пролиферацию, играют важную роль в патогенезе местных и общих признаков воспаления.

Стадии изменения кровотока в очаге воспаления и их патогенез.

1.Кратковременное сужение сосудов – ишемия

2. Артериальная гиперемия

3. Венозная гиперемия.

4. Стаз.

Экссудация - выход белоксодержащей жидкой части крови и форменных элементов в очаг воспаления. Патогенез экссудации:

· повышение проницаемости сосудов

· повышение гидростатического давления в капиллярах и венулах

· повышение осмотического и онкотического давления в очаге воспаления

Вышедшая в очаг воспаления жидкость называется экссудатом

Виды экссудатов:

· Серозный

· Фибринозный

· Геморрагический

· Гнойный

· Гнилостный

· Смешанный

Эмиграция лейкоцитов – выход лейкоцитов в очаг воспаления

Стадии эмиграции:

1. Краевое стояние лейкоцитов у внутренней стенки сосудов и роллинг (качение)

2. Выход лейкоцитов через стенку сосуда

3. Движение лейкоцитов в очаге воспаления

Фагоцитоз – процесс поглощения и разрушения микроорганизмов. Стадии фагоцитоза: приближение, прилипание, погружение, переваривание.

Недостаточность фагоцитоза ®генерализация инфекции

· Наследственная (дефекты адгезии лейкоцитов (ДАЛ-1, ДАЛ-2), дефекты хемотаксиса, дефекты бактерицидной системы фагоцитов)

· Приобретенная (при сахарном диабете, интоксикации солями тяжелых металлов, лучевой болезни, белковом голодании, при длительном лечении стероидными гормонами, в старческом возрасте)

Пролиферация (от лат. рroliferatio – размножение) – размножение клеточных элементов соединительной ткани. Ведущая роль в пролиферации принадлежит макрофагам.

Местные признаки острого воспаления (ЦЕЛЬСА-ГАЛЕНА):

Краснота - rubor вследствие развития артериальной гиперемии

Припухлость - tumor вследствие экссудации и воспалительного инфильтрата

Жар - calor вследствие увеличения притока теплой артериальной крови и повышения интенсивности обмена веществ

Боль - dolor вследствие раздражения нервных окончаний брадикинином, К+, Н+; механического сдавления экссудатом

Нарушение функции - functio laesa вследствие боли, повреждения клеток

Общие признаки воспаления: лихорадка, сонливость, потеря аппетита, боли в мышцах – миалгия, боли в суставах – артралгия, синтез в печени белков острой фазы (С – реактивный белок, сывороточный амилоид А, фибриноген, церуллоплазмин, гаптоглобин, антиферменты - антитрипсин), нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, активация клеток иммунной системы, – результат действия цитокинов – интерлейкинов (ИЛ-1, ИЛ-6); ФНО

Хроническое воспаление

· характеризуется большой длительностью и слабой выраженностью

· начинается с увеличения количества активированных макрофагов

· основными клетками являются макрофаги и лимфоциты.

· преобладает пролиферация

· одновременной присутствие деструкции тканей и выраженной пролиферации

Положительное значение воспаления:

• локализация и отграничение очага воспаления от здоровых тканей

• Фиксация на месте патогенного фактора и его уничтожение

• Удаление продуктов распада и восстановление целостности тканей

• Формирование иммунитета

Отрицательное значение воспаления:

• Повреждение тканей

• Составляет основу болезней (опасны для жизни энцефалит, менингит, абсцесс мозга, миокардит)

Этиотропная терапия воспаления

• Воздействие на причинный фактор:

ü Бактериостатические и бактерицидные препараты

ü Иссечение поврежденных тканей

• Повышение резистентности организма

Патогенетическая терапия воспаления

• Препараты, стабилизирующие мембраны (уменьшение выделения медиаторов, уменьшение вторичной альтерации и сосудистых реакций)

• Антиоксиданты (уменьшение вторичной альтерации)

• Антимедиаторные препараты (уменьшение вторичной альтерации)

• Препараты, улучшающие микроциркуляцию

• Стимуляторы пролиферации

Иллюстративный материал:

1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре

Литература:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1 с.442-497

2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 111-116.

3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 194-222.

4. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 265-293.

Дополнительная

5. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 181-200.

6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 222-234.

7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 61-79

8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 184-200.

9. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. СПб., 2001. – ЭЛБИ-СПб, С.-297-354

10. Жуйко. Н.В. Особенности реактивности детского организма. Алматы 2006. – С. 44-46.

11. Чернух А.М. Воспаление. М.: Медицина, 1979.-448с.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Почему воспаление относится к типовым патологическим процессам?

2. Что характеризует воспаление как защитно-компенсаторную реакцию организма на повреждение?

3. В чем вы видите диалектическое единство повреждения и защиты при воспалении?

4. Этиотропный и патогенетический принципы лечения воспаления.

Тема № 3. АЛЛЕРГИЯ (2час)

Цель:Формирование знаний по основным вопросам этиологии и патогенеза аллергических реакций реагинового, цитотоксического, иммунокомплексного и клеточно-опосредованного типов

План лекции:

1. Аллергия, определение. Этиология (причины и условия) аллергии, классификация аллергенов, их характеристика.

2. Классификация аллергических реакций по Куку, Джеллу и Р.Кумбсу.

3. Стадии аллергических реакций (иммунных реакций, патохимических изменений, патофизиологических изменений), их патогенез.

4. Сенсибилизация, виды, патогенез.

5. Особенности патогенеза аллергических реакций I, II, III, IV типов;

а) природа аллергенов, механизмы сенсибилизации;

б) основные медиаторы, их происхождение и биологические эффекты;

6. Гипосенсибилизация, виды, патогенез.

7. Псевдоаллергические реакции, понятие, патогенез.

Тезисы лекции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: