Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I.3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС




СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА САНИТАРНОГО ВРАЧА И ПОМОЩНИКА ЭПИДЕМИОЛОГА

РФ следует относить к романо-германской правовой семье с некоторыми атрибутами прежней, социалистической системы.

Содержание работы помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога определяется их должностными инструкциями.

В ЦГЭ должности помощников санитарного врача и помощников эпидемиолога занимают санитарные фельдшера, которые выполняют значительную часть работы по осуществлению текущего санитарного надзора, проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Помощник врача-гигиениста по коммунальной гигиенеосуществляет санитарный надзор за определенными объектами (бани, прачечные, душевые, парикмахерские, общежития и др.). Он контролирует выполнение конкретных санитарно-гигиенических требований по содержанию и эксплуатации названных объектов, делает записи об их санитарном состоянии, осуществляет забор проб воды, воздуха, почвы и направляет их в лабораторию, составляет протоколы о санитарном нарушении и сообщает о выявленных нарушениях врачу.

Помощник врача-гигиениста по гигиене трудаследит за санитарным состоянием промышленных предприятий, за соблюдением установленных норм и правил в отношении вентиляции, освещения, запыленности, шума, вибрации, температуры в производственных помещениях. По заданию врача он отбирает пробы воздуха, измеряет шум и вибрацию, определяет уровень освещенности на рабочих местах. Он следит также за своевременной выдачей рабочим спецодежды и наличием и использованием средств индивидуальной защиты, проверяет бытовые помещения для работающих. О всех выявленных нарушениях и недостатках помощник информирует врача и выполняет его распоряжения.

Помощник врача-гигиениста по гигиене питанияведет наблюдение за объектами, где осуществляются производство, транспортировка, хранение и реализация пищевых продуктов (объекты пищевой промышленности, мясокомбинаты, птицефабрики, молокозаводы, предприятия торговли и общественного питания). В его обязанности входят контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, отбор проб пищевых продуктов и направление их в лабораторию, выявление нарушений санитарного законодательства, составление акта санитарного обследования и протокола о санитарном нарушении. Особое внимание следует уделять прохождению текущих медицинских осмотров всеми работниками пищевых объектов. О всех выявленных нарушениях помощник должен своевременно сообщать врачу.

Помощник врача-гигиениста по гигиене детей и подростковконтролирует выполнение гигиенических требований в детских учебно-воспитательных, оздоровительных, лечебно-профилактических и подростковых учреждениях (детские сады, школы, школы-интернаты, детские поликлиники, детские оздоровительные лагеря, детские санатории, дома ребенка и др.). Он проверяет соблюдение режима учебы и отдыха, продолжительность учебного дня, условия быта, организацию питания детей и т. д.




Помощник врача-эпидемиологаконтролирует выполнение многих противоэпидемических и профилактических мероприятий. На основании полученных экстренных извещений он под руководством врача-эпидемиолога проводит эпидемиологическое обследование очагов, организует проведение текущей дезинфекции в очаге, выявляет обстоятельства, вызвавшие возникновение заболевания, устанавливает источник инфекции и факторы ее передачи, проводит забор материала для лабораторных исследований, осуществляет наблюдение за эпидемическим очагом. Помощник врача-эпидемиолога систематически контролирует соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, выполнение распоряжений врача-эпидемиолога в детских дошкольных учреждениях. Важнейшим элементом его работы является участие в организации и контроле за своевременностью и качеством проведения профилактических прививок населению, правильностью хранения прививочных препаратов. Большое внимание уделяется также организации и проведению противопаразитарных мероприятий. Под руководством врача помощник разрабатывает материалы об инфекционной заболеваемости населения, рассчитывает показатели, заполняет таблицы, оформляет цифровую часть месячных и годовых отчетов об инфекционных и паразитарных заболеваниях.

Помощник врача, работающий в дезинфекционном отделе, обеспечивает проведение дезинфекции в очаге, в необходимых случаях осуществляет санитарную обработку людей, организует транспортировку инфекционных больных, выполняет дезинсекционные и дератизационные работы.



Важное место помощники врачей отводят работе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Под руководством врачей они ведут делопроизводство и осуществляют все виды санитарно-эпидемиологического учета.

Тема № 1. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ (2 час)

Цель:Формирование знаний по вопросам общей этиологии и патогенеза.

План лекции:

1. Этиология, определение понятия. Понятие о причинах и условиях развития болезни. Роль причины и условий в развитии болезни.

2. Классификация этиологических факторов. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в развитии болезней. Роль наследственности в этиологии.

3. Патогенез, понятие. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичное повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Понятие о «ведущем звене» патогенеза и «порочном круге» в патогенезе.

4. Этиотропный и патогенетический принцип профилактики и терапии болезней.

Тезисы лекции

Этиология (греч aitia – причина, logos-учение) - учение о причинах и условиях болезни

Причина – тот фактор, который вызывает болезнь и придает ей специфические черты

Для причины характерно:

· предшествует развитию болезни

· имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни

· устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма

· с помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Условия – те факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни

Патогенез (греч. pathos - болезнь, genesis - развитие) – учение о механизмах развития, течения и исходов болезни.

Патогенез - комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, возникающих при болезни.

Ведущее звено патогенеза – то звено, которое приводит к развертыванию остальных звеньев патогенеза и дает специфические проявления болезни.

Порочный круг в патогенезе (circulus vitiosus) – формирование положительной обратной связи между звеньями патогенеза, когда последующее звено патогенеза усугубляет предыдущее, когда причинно-следственные отношения в патогенезе замыкаются, и следствие усугубляет действие причины.

Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней – мероприятия, направленные на устранение причины болезни и повышающие резистентность организма

Патогенетическая терапия – мероприятия, направленные на устранение ведущего и других звеньев патогенеза.

Иллюстративный материал:

1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре

Литература:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 73-87

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 30 -38.

3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 8-14.

4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 17-22.

5. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 22 – 25, 75-80.

Дополнительная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 33-37.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 19-21, 23-25.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 37-45.

4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз. - 1962. -176 с.

5. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М.: Медицина, 1986, С.226 - 233.

6. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995. - С.49 - 90.

7. Нурмухамбетов А.Н. Спорные вопросы этиологии (лекция) // Вестник КазГМУ, 1999. - № 5,.с.114 - 117.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Этиология, определение понятия.

2. Патогенез, определение понятия.

3. Ведущее звено патогенеза.

4. Этиотропный и патогенетический принцип терапии болезней.

Тема № 2. ВОСПАЛЕНИЕ (2 час)

Цель: Формирование знаний по патофизиологии воспаления

Проблема: нарушение адекватного развития воспаления как основа для формирования синдрома системных воспалительных реакций (ССВР) и полиорганной недостаточности (СПОН)

План лекции:

1. Воспаление, определение, этиология.

2. Альтерация, понятие. Первичная и вторичная альтерация при воспалении.

3. Изменения обмена веществ в очаге воспаления. Физико-химические изменения в очаге воспаления, их патогенез, последствия.

4. Медиаторы воспаления, виды, происхождение, роль в развитии воспаления.

5. Стадии изменения кровотока в очаге воспаления, их патогенез.

6. Экссудация, определение, механизм развития. Виды экссудатов. Состав и свойства гнойного экссудата

7. Эмиграция лейкоцитов, определение, стадии и их патогенез. Фагоцитоз, стадии. Недостаточность фагоцитоза и ее значение при воспалении.

8. Пролиферация, ее механизмы. Стимуляторы и ингибиторы пролиферации.

9. Местные и общие признаки воспаления и их патогенез.

10. Хроническое воспаление, этиология, патогенез, отличия от острого воспаления.

11. Значение воспаления для организма.

12. Общие принципы профилактики и лечения воспалительного процесса.

Тезисы лекции

ВОСПАЛЕНИЕ –(греч. phlogosis, лат. inflamatio) - типовой патологический процесс, включающий альтерацию, экссудацию, пролиферацию.

Причины воспаления – флогогены:

Экзогенные (биологические, механические, физические, химические, социальные)

Эндогенные (кровоизлияния, продукты тканевого распада, токсические метаболиты, отложения солей, иммунные комплексы, активные радикалы)

Компоненты воспаления:

1. Альтерация

2. Сосудистые изменения преимущественно в микроциркуляторном русле с явлениями экссудации и эмиграции лейкоцитов (экссудация)

3. Пролиферация

Альтерация – повреждение-нарушение структуры и функции клеток, межклеточного вещества, нервных окончаний, сосудов.

Первичная альтерация – возникает под действием флогогенного фактора (причины)

Вторичная альтерация – является следствием первичной альтерации и связана с изменением обмена веществ, физико-химическими изменениями, действием медиаторов воспаления.

Нарушение обмена веществ в очаге воспаления

Обмен веществ изменяется количественно и качественно:

· ­распад углеводов, белков, жиров (повреждение мембран лизосом ® выход и активация лизосомальных гидролаз)

· ¯анаболические процессы

· окисление веществ не доходит до конечных продуктов - СО2

и Н2О (вследствие повреждения мембран митохондрий) ® ¯ дыхательного коэффициента (ДК = выделенный СО2/поглощенный О2)

Физико-химические изменения в очаге воспаления

· Гипер H+иония → ацидоз (вследствие увеличения недоокисленных продуктов обмена)

· Гипер К+ иония вследствие выхода калия из поврежденных клеток

· Гиперосмия вследствие увеличения диссоциации солей (­ Na+, Cl-) и выхода внутриклеточных ионов из поврежденных клеток

· Гиперонкия вследствие увеличения количества полипептидов и аминокислот, повышения дисперсности белковых молекул и выхода белков из сосудов в очаг воспаления

Медиаторы воспаления делятся на клеточные и гуморальные

Медиаторы клеточного происхождения

· гистамин (из тучных клеток, базофилов, тромбоцитов)

· серотонин (из тромбоцитов)

· лизосомальные ферменты (из нейтрофилов, макрофагов)

· простагландины (из лейкоцитов эндотелиальных клеток, тромбоцитов)

· лейкотриены (из лейкоцитов)

· факторы, активирующие тромбоциты (из лейкоцитов, эндотелиоцитов)

· активные радикалы кислорода (из лейкоцитов)

· оксид азота (из макрофагов)

· цитокины ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО

Медиаторы гуморального происхождения

· Белки системы комплемента

· С3а, С5а, С3в, комплекс С5в-С9

· Кинины (брадикинин, каллидин)

· Факторы свертывающей системы крови и фибринолиза

Медиаторы воспаления вызывают вторичную альтерацию, формируют сосудистые реакции, регулируют пролиферацию, играют важную роль в патогенезе местных и общих признаков воспаления.

Стадии изменения кровотока в очаге воспаления и их патогенез.

1.Кратковременное сужение сосудов – ишемия

2. Артериальная гиперемия

3. Венозная гиперемия.

4. Стаз.

Экссудация - выход белоксодержащей жидкой части крови и форменных элементов в очаг воспаления. Патогенез экссудации:

· повышение проницаемости сосудов

· повышение гидростатического давления в капиллярах и венулах

· повышение осмотического и онкотического давления в очаге воспаления

Вышедшая в очаг воспаления жидкость называется экссудатом

Виды экссудатов:

· Серозный

· Фибринозный

· Геморрагический

· Гнойный

· Гнилостный

· Смешанный

Эмиграция лейкоцитов – выход лейкоцитов в очаг воспаления

Стадии эмиграции:

1. Краевое стояние лейкоцитов у внутренней стенки сосудов и роллинг (качение)

2. Выход лейкоцитов через стенку сосуда

3. Движение лейкоцитов в очаге воспаления

Фагоцитоз – процесс поглощения и разрушения микроорганизмов. Стадии фагоцитоза: приближение, прилипание, погружение, переваривание.

Недостаточность фагоцитоза ®генерализация инфекции

· Наследственная (дефекты адгезии лейкоцитов (ДАЛ-1, ДАЛ-2), дефекты хемотаксиса, дефекты бактерицидной системы фагоцитов)

· Приобретенная (при сахарном диабете, интоксикации солями тяжелых металлов, лучевой болезни, белковом голодании, при длительном лечении стероидными гормонами, в старческом возрасте)

Пролиферация (от лат. рroliferatio – размножение) – размножение клеточных элементов соединительной ткани. Ведущая роль в пролиферации принадлежит макрофагам.

Местные признаки острого воспаления (ЦЕЛЬСА-ГАЛЕНА):

Краснота - rubor вследствие развития артериальной гиперемии

Припухлость - tumor вследствие экссудации и воспалительного инфильтрата

Жар - calor вследствие увеличения притока теплой артериальной крови и повышения интенсивности обмена веществ

Боль - dolor вследствие раздражения нервных окончаний брадикинином, К+, Н+; механического сдавления экссудатом

Нарушение функции - functio laesa вследствие боли, повреждения клеток

Общие признаки воспаления: лихорадка, сонливость, потеря аппетита, боли в мышцах – миалгия, боли в суставах – артралгия, синтез в печени белков острой фазы (С – реактивный белок, сывороточный амилоид А, фибриноген, церуллоплазмин, гаптоглобин, антиферменты - антитрипсин), нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, активация клеток иммунной системы, – результат действия цитокинов – интерлейкинов (ИЛ-1, ИЛ-6); ФНО

Хроническое воспаление

· характеризуется большой длительностью и слабой выраженностью

· начинается с увеличения количества активированных макрофагов

· основными клетками являются макрофаги и лимфоциты.

· преобладает пролиферация

· одновременной присутствие деструкции тканей и выраженной пролиферации

Положительное значение воспаления:

• локализация и отграничение очага воспаления от здоровых тканей

• Фиксация на месте патогенного фактора и его уничтожение

• Удаление продуктов распада и восстановление целостности тканей

• Формирование иммунитета

Отрицательное значение воспаления:

• Повреждение тканей

• Составляет основу болезней (опасны для жизни энцефалит, менингит, абсцесс мозга, миокардит)

Этиотропная терапия воспаления

• Воздействие на причинный фактор:

ü Бактериостатические и бактерицидные препараты

ü Иссечение поврежденных тканей

• Повышение резистентности организма

Патогенетическая терапия воспаления

• Препараты, стабилизирующие мембраны (уменьшение выделения медиаторов, уменьшение вторичной альтерации и сосудистых реакций)

• Антиоксиданты (уменьшение вторичной альтерации)

• Антимедиаторные препараты (уменьшение вторичной альтерации)

• Препараты, улучшающие микроциркуляцию

• Стимуляторы пролиферации

Иллюстративный материал:

1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),

2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре

Литература:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1 с.442-497

2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 111-116.

3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 194-222.

4. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 265-293.

Дополнительная

5. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 181-200.

6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 222-234.

7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 61-79

8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 184-200.

9. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. СПб., 2001. – ЭЛБИ-СПб, С.-297-354

10. Жуйко. Н.В. Особенности реактивности детского организма. Алматы 2006. – С. 44-46.

11. Чернух А.М. Воспаление. М.: Медицина, 1979.-448с.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Почему воспаление относится к типовым патологическим процессам?

2. Что характеризует воспаление как защитно-компенсаторную реакцию организма на повреждение?

3. В чем вы видите диалектическое единство повреждения и защиты при воспалении?

4. Этиотропный и патогенетический принципы лечения воспаления.

Тема № 3. АЛЛЕРГИЯ (2час)

Цель:Формирование знаний по основным вопросам этиологии и патогенеза аллергических реакций реагинового, цитотоксического, иммунокомплексного и клеточно-опосредованного типов

План лекции:

1. Аллергия, определение. Этиология (причины и условия) аллергии, классификация аллергенов, их характеристика.

2. Классификация аллергических реакций по Куку, Джеллу и Р.Кумбсу.

3. Стадии аллергических реакций (иммунных реакций, патохимических изменений, патофизиологических изменений), их патогенез.

4. Сенсибилизация, виды, патогенез.

5. Особенности патогенеза аллергических реакций I, II, III, IV типов;

а) природа аллергенов, механизмы сенсибилизации;

б) основные медиаторы, их происхождение и биологические эффекты;

6. Гипосенсибилизация, виды, патогенез.

7. Псевдоаллергические реакции, понятие, патогенез.

Тезисы лекции





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 518; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8494 - | 7371 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.229.89 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.02 сек.