double arrow

Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. С. 97-100

Рубрук В. Путешествие восточные страны. СПб., 1911. С. 101

Назаров. Заметки башкира о башкирах / / Современник. СПб., 1863. Т. 99. С. 57

Кузеев Р. Г. Указ. соч. С.426

Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. С. 118, 120, 126-127.

Кузеев Р. Г. К этнической истории Башкирии / / Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1968. Т. 3.. С.232

Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С.130

Ибн-Хордадбех. Указ. соч. С. 68.

Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб., 1870. С. 127, 148

Акимова М. С. Антропологические исследования в Башкирии / / Антропология и генеолография М., 1974. С. 77-96

Хозяйство башкир.

Антропологический состав населения.

Формирование башкирского этноса.

Дневной формы обучения

Лекционный материал

для студентов юридического факультета

021100 «Юриспруденция»

Преподаватель: к.и.н., доцент Мысляева Н.С.

Тема № 1. (2 ч.)

Древнейший период в истории башкир

3. Этноним «башкорт»

5. Общественные отношения

Литература:

1. Территория Южного Урала с глубокой древности была заселена людьми.

После Великого переселения народов, начатого в Ш в. н.э., в FV-V вв. господство над евроазийскими степями перешло к тюркам. Они принесли с собой руническую письменность. В результате смешения тюркоязычных племен с местным населением формируется древнебашкирская этническая общность.

Современные исследователи также склоняются к тому, что время формирования древнебашкирского этноса относится к началу IX в. Консолидирующую роль сыграли бурзяне, усергане, юрматы, тангауры, тамьян, катайиы, кыпчаки. Эти племена сугубо тюркского и более раннего формирования. Они составили ядро древнебашкирского этноса. Страна башкир домонгольского периода — Историческая Башкирия — простиралась от Камы до Тобола с запада на восток и с оренбургских степей до Перми с юга на север. Такая обширная территория определялась кочевым образом жизни.

Самые ранние письменные свидетельства о древних башкирах в степях Приуралья относятся к X в., ко времени прибытия в Волжскую Булгарию большого посольства от багдадского халифа Муктадира, секретарем которого являлся Ибн-Фадлан, оставивший подробное описание своего путешествия. По свидетельству Ибн-Фадлана, весной 922 г. на подходе к южным пределам тогдашней Волжской Булгарии, багдадское посольство встретилось с башкирами, попало «в страну народа из числа тюрок, называемого башкиры». Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным считается труд крупного арабского историка Идриси.

Древние башкиры попали в поле зрения средневековых восточных авторов значительно раньше. Первое их упоминание связано с именем арабского купца и путешественника Саллама ат-Тарджумана, совершившего в 842—843 гг. поездку на восток через волго-уральские степи.

Пребывание древних башкир в IХ в. в Средней Азии подтверждается различными письменными, топонимическими и фольклорными свидетельствами.

Это, прежде всего, названная "в книге Ибн-Хордадбеха местность Ал-Вашджирд, расположенная на Вахше, жители которой в 826-827 гг. платили налог правителю Хорасана. Далее — это упомянутые средневековыми авторами (Ал-Бируни, Ал-Бакуви) «горы Башкорт», расположенные недалеко от Термеза, в верховьях Амударьи. Широко известно также прямое указание историка X в. Ал-Масуди о многолетних войнах в первой половине IX в. между кочевниками огузокимакского объединения и племенами «баджинаков» (печенегов), «баджгардов» и «наукарда» за обладание степными пастбищами вокруг «моря Джурджан» (Аральского). И, наконец, в монографии Р. Г. Кузеева приводятся указания на этногенетические предания юго-восточных (усерган, тангаур, бурзян) и айлинских башкир, повествующие о приходе их предков на Урал с берегов Сырдарьи и отрогов «Башкуртских гор». Все эти данные послужили основанием вывода Р. Г. Кузеева о формировании части вошедших в башкирский этнос племен в Казахстане и Средней Азии, откуда они вынуждены были уйти вследствие поражения в войнах с огузами и кимаками и переселиться в конце VIII— IX вв. на запад, в степи Урало-Поволжья, составляя авангард печенежской миграции в Заволжье и Южное Приуралье.

Наиболее вероятной территорией «Древней Башкирии» должны быть степь и юг лесостепи Заволжья и Южного Приуралья между Волгой, Самарой, Уралом, южными отрогами Уральских гор, а также Бугульминско-Белебеевская возвышенность. Последнюю древние башкиры, очевидно, использовали как летние пастбища-джейляу, к зиме уходя на юг, в степи.

В Приуралье усилилось формирование древнебашкирской этнической общности. Консолидирующую роль в этом играли бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне, байляре и другие пришлые башкирские племена. Древнебашкирская общность формировалась из многих этнических образований при ведущем этноязыковом влиянии башкир и получила их этноним.

2. Основу древнебашкирского этноса составили тюркские племена. Значительное влияние оказали угро-финские и булгаро-мадьярские группы, прежде всего, на этнический состав западных башкир. Что позволило Хвольсону А.Д. в XVIII в. считать башкир предками венгров. Мадьяры, теснимые печенегами и огузами во 2-ой половине IX в. покинули Приуралье и достигли территории современной Венгрии. Хотя предки древних башкир пришли на Южный Урал из различных регионов, тем не менее, формирование этнической общности происходило на современной территории расселения башкир. Ввиду этого башкиры являются коренным народом Южного Урала.

Дискуссионным является вопрос о времени сложения башкирской народности. Кузеев P., Бикбулатов Н.В., Ахмеров Р.Б. полагают, что башкирская народность сформировалась не раньше XVI в., т.е. ко времени вхождения в состав Русского государства. Мажитов Н.А., Валеев Д.Ж., Янгузин Р.З. и др. относят время окончательного сложения башкирской народности к домонгольскому периоду. Они появились в степях Урало-Волжского региона в середине XI в. и, как известно, оказали влияние на средневековые государства — Киевскую Русь, Волжскую Булгарию. Имея свои ханства — государственные образования, половцы не могли не быть уже сформировавшейся раннефеодальной народностью. После разгрома их монгольским нашествием, группы половцев Южного Урала влились в башкирский народ. В XIII-XIV вв. с башкирским населением ассимилируют племена, которые пришли в составе монгольских завоевателей.

В целом, процесс складывания башкирского народа сложный и полиэтнический, что определило многообразие племен и различия по физическому типу.

Башкиры в целом характеризуются средним или ниже среднего ростом, довольно крупными размерами головы и лица, преобладанием темных оттенков волос, глаз и кожных покровов, умеренным развитием волосяного покрова. Они занимают промежуточное положение между европеоидными и монголоидными группами.

Однако антропологический состав башкир неоднороден. В 1963—1967 гг. на территории Башкирии и Челябинской области работала экспедиция Института антропологии МГУ под руководством М. С. Акимовой. Было изучено 1250 человек. На основе этих материалов М. С. Акимова выделила среди современных

башкир 4 антропологических типа: субуральский, южносибирский, светлый европеоидный и понтийский. Первый и третий типы чаще встречаются на северо-

западе и севере края, южносибирский тип — на северо-востоке и особенно в Зауралье. Признаки понтийского типа фиксируются в юго-восточных и горно-лесных районах, а также у башкир бассейна р. Дема.

Сравнение современных краниологических материалов с древними черепами показывает, что наиболее ранними среди башкир были представители уральской и понтийской рас, биологические предки которых осели в регионе до нашей эры.

3. В литературе существуют различные точки зрения о возникновении названия башкорт. Чаще всего встречаются такие объяснения:

1,Слово башкорт происходит от слов баш (главный) и корт (волк). Волк у древних тюрков почитался как тотемное животное. По преданию самих башкир, когда-то «из Бухары вышли миссионеры для распространения мусульманской веры. Они были в недоумении — в какую страну отправиться, потому что везде, куда ни оглянись, были кафры (неверные). Тут им явился волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкир... в язычестве. Оттого и получили они название башкурт — или волчья голова». Позднее появился другой вариант легенды, согласно которому мифический волк выступал в качестве предводителя не миссионеров, а самих башкир, которые в поисках благодатных земель для заселения на пути из Бухары (по некоторым версиям, из Алтая или Аральского моря) встретили волка и с его помощью нашли современную родину на Урале. При этом значение этнонима переводилось как «главный волк», «волк — вожак», что более соответствовало строю башкирского языка9. Такое толкование названия башкорт стало популярным не только в народе, но также среди исследователей³.

2,Связывают со словами баш (главный) и корт (пчела), т.к. традиционным занятием древних башкир было бортничество.

3,Третьи, компонент корт рассматривают в значении круг, а слово в целом как совещание, собрание людей, сидящих по кругу.

4.Другие исследователи пошли по линии расчленения этнонима на три части: баш+^ор+т, башк (а)+ар+т, баш+огур+т и т. д.

5.Более распространенная версия- название народа происходит от имени хана Башджурта, реальной личности, командовавшего 2000 всадников. Он жил в VIII-IX вв.

Этноним башкорт начинает появляться в арабских источниках с XI в. Видимо к этому времени он и появился.

4. На Южном Урале башкиры составляли органическую часть тюркоязычного кочевого мира евразийских степей. Это обстоятельство на несколько столетий определило хозяйственно-культурный тип башкирского общества и его социальную структуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: