double arrow

Материал к экзамену по истории педагогики. Вопрос № 3. Педагогические идеи античности (Демокрит, Сократ) Мыслитель Основные идеи Демокрит (460-370 гг

для студентов 5 курса

Вопрос № 3. Педагогические идеи античности (Демокрит, Сократ)

Мыслитель Основные идеи
Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории. r Целью воспитания считал эвтимию - хорошее расположение духа. r Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами»: «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». r Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу». r Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. r Указывал на огромную роль труда в воспитании: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда». r При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией: началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом. Таким образом, познание истины возможно и должно основываться на опыте, данные которого обобщаются размышлением, в понятиях. Целью умственного воспитания должно быть развитие ума. r Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. r Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием, считал, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд, который составляет основу нравственности. Нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, должен стремиться к умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. r Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».
Сократ (469-399 гг. до н.э.). Древнегреческий философ-идеалист. r Считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только самих себя. Соответственно, цель воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. r Истинное образование, которое может усовершенствовать человека, должно исходить изнутри человека, иметь своей основой самопереработку имеющихся в душе впечатлений и знаний. r В области педагогики большую роль сыграл сократический методобучения - метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, побуждающий людей идти путем самопознания и самоуглубления. Сократическая беседа состояла из следующих этапов: доказать учащимся недостаточность их знаний; получая ответы на свои вопросы, поощрять рассуждения учащихся, сообщая, в случае необходимости, дополнительные данные. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину. r Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. r Сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.

Вопрос № 4. Педагогические идеи античности (платон, аристотель)

Мыслитель Основные идеи
Платон (427-347 гг. до н.э.). Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа. r Считал, что мир состоит из мира идей и мира явлений. В процессе жизни человека его душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в материальную оболочку (тело человека). Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная. Трем частям души соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе: имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями-философами, волевой – воинами, чувственной – ремесленниками или земледельцами. r Социальные функции воспитания«сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». r Разработал систему идеального аристократического государства с четким распределением функций между тремя общественными группами: философами, воинами, ремесленниками и землевладельцами. Воспитание находится в руках государства и осуществляется в интересах первых двух групп. r Предлагал начинать общественное воспитание детей с 3 лет. До 7 лет дети должны находиться на площадках перед храмами, под надзором специальных людей. К средствам воспитания относил: игры, чтение, устные рассказы, музыку. r Для детей от 7 до 12 лет предусматривалось посещение государственной школы для обучения чтению, письму, счету, музыке. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества. r С 12 до 16 лет следовала гимнастическая школа - палестра. С 16 до 18 лет – гимнасия, где должны изучаться в прикладном для военного дела аспекте арифметика, геометрия, астрономия. С 18 до 20 лет – военная служба – эфебия. r Юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, становились воинами, а проявившие таковые, продолжали обучение до 30 лет, получая знания по философии, праву, управлению государством, становясь философами. r Женщины могли получить равное с мужчинами образование. r Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу – Академию.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Древнегреческий философ, ученик Платона. r Педагогические воззрения тесно связаны с учением о трех видах души: растительной – проявляющейся в питании и размножении; животной (волевой) – проявляющейся в ощущениях, желаниях, чувствах; разумной – проявляющейся в мышлении. Этим 3 видам души соответствуют 3 стороны воспитания – физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой). r Забота о воспитании граждан должна быть делом государства, так как воспитание – средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин. r По Аристотелю, нравственное воспитание призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. r Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. r Выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года). До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка). С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику. r Считал, что умственное, физическое и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений. r Выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, равное и единое образование. Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

Вопрос № 7. жизнь и педагогический путь Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), основные произведения, система образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: