Формы безналичных расчетов
• Общая характеристика безналичных расчетов, расчетные документы и требования к их оформлению • Платежные поручения» Расчеты по инкассо • Аккредитив • Расчетные чеки Сбербанка России • Банковские карты
В соответствии с законодательством о банковской деятельности и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации используются следующие формы безналичных расчетов:
• расчеты платежными поручениями;
• расчеты по аккредитиву;
• расчеты чеками;
• расчеты по инкассо.
Эти формы безналичных расчетов применяются клиентами банков, а также самими банками, причем клиентом они выбираются самостоятельно и указываются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Участниками расчетов являются плательщики, получатели средств, обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, если между плательщиком и получателем денежных средств возникают претензии, то они решаются в порядке, установленном законодательством о банковской деятельности, но без участия банков.
|
|
В зависимости от того, кто является инициатором платежа, расчетный документ представляет собой:
• распоряжение плательщика о перечислении средств с его счета на счет получателя платежа;
• распоряжение получателя платежа о перечислении на его счет средств, списанных со счета плательщика.
Для осуществления расчетов используются следующие расчетные документы:
• платежные поручения;
• аккредитивы;
• чеки;
• платежные требования;
• инкассовые поручения.
Расчетные документы заполняются в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов и должны содержать следующие реквизиты:
• наименование расчетного документа и код формы;
• номер расчетного документа, дата его выписки;
• вид платежа;
• наименование плательщика, номер его счета и ИНН;
• наименование и местонахождение банка плательщика, его Б И К, номер корреспондентского счета или субсчета;
• наименование получателя средств, номер его счета и ИНН;
• наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
• назначение платежа;
•сумма платежа цифрами и прописью;
• очередность платежа;
• вид операции (в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях на территории Российской Федерации);
• подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
Расчетные документы должны приниматься банками независимо от их суммы.
Списание банком денежных средств производится на основании первого экземпляра.
Клиенты могут отзывать расчетные документы, если средств на счете недостаточно и документ помешен в картотеку: «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Отзыв осуществляется на основании заявления клиента, составленного в двух экземплярах.
Неисполненные расчетные документы отзываются из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.