Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси

Структура государственного управления в Республике Беларусь.

Цели, функции и методы государственного регулирования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

6.1. Цели, функции и методы государственного регулирования.

6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь.

6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

6.4. Денежно-кредитная система Беларуси.

6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.

6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Цель государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

Функции государственного регулирования экономики:

1) целевая;

2) направляющая и координирующая;

3) функция распределения и перераспределения;

4) стимулирующая;

5) контрольная.

Методы государственного регулирования:

1. Правовые.

2. Административные.

3.Экономические.

Система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и тер­риториальному принципам, включает 25 министерств, 5 го­сударственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь..

Рис. Структура республиканских органов государственного управления/

Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.

В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда

Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;

• среднесрочные: срок 3—5 лет;

• краткосрочные: планы сроком до 1 года.

Выделяют следующие формы планирования:

1) Директивное планирование.

2) Стратегическое планирование.

3) Индикативное планирование.

Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством.

Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.

В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.

4. Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы.

2) Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.

3) Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы.

4) Комплексная программа развития сферы услуг в Респуб­лике Беларусь на 2006-2010 годы.

5) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: