Литература
Негазовый алкалоз
Состояние КОС | Показатели КОС | |||||
рН | рСО2 мм.рт.ст. | АВ ммоль/л | SB ммоль/л | BB ммоль/л | BE ммоль/л | |
норма | 7,37-7,45 | 35-45 | 25-27 | 18-23 | 43,7-53,6 | + 2,3 |
газовый ацидоз | ↓ | ↑ | N↑ | N↑ | N↑ | |
газовый алкалоз | ↑ | ↓ | N↓ | N↓ | N↓ | |
негазовый ацидоз | ↓ | N↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ (кроме солянокислого ацидоза) |
негазовый алкалоз | ↑ | N↑ | ↑ | ↑ | ↑ | ↑ (после рвоты) |
1. Бикарбонаты сыворотки или плазмы /Р. Марри, Д. Греннер, П. Мейес, В. Родуэлл // Биохимия человека: в 2-х томах. Т.2. Пер. с англ.: - М.: Мир, 1993. - с.370-371.
2. Буферные системы крови и кислотно-основное равновесие /Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин// Биологическая химия: Учебник /Под ред.акад. РАМН С.С. Дебова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - с.452-457.
План:
1. Общая психология и ее задачи.
2. Житейские и научные психологические знания.
3. Понятие психики и виды психических явлений.
4. Функции и особенности психического отражения.
5. Структура психологии.
Общая психология и ее задачи. Общая психология изучает психологические факты, закономерности и механизмы психических явлений.
|
|
Задачи общей психологии:
- разработка проблем методологии и истории психологии;
- разработка теории и методов исследования и наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.
Общая психология изучает:
- закономерности таких познавательных процессов как ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь;
- эмоциональную и волевую регуляцию человека;
- сознание и самосознание человека;
- деятельность человека и мотивы его поведения;
- характер, темперамент, способности;
- личность человека.
Психология как самостоятельная наука сформировалась в 1879г., когда немецкий психолог Вундт создал первую лабораторию экспериментальной психологии. До этого психология развивалась в рамках естественных наук и философии.
Житейские и научные психологические знания. Еще до того, как психические явления стали предметом научного анализа, накапливались житейские психологические знания людей друг о друге. Житейские психологические знания передаются от поколения к поколению через язык, памятники народного творчества, произведения искусства (сказки, пословицы, песни)
Житейские психологические знания в какой-то мере помогают понять другого человека, влиять на его поведение, предсказывать его поступки, учитывать его индивидуальные особенности и т.п.
Отличия житейских и научных психологических знаний:
1) Житейские психологические знания приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам; их применение ограничено конкретными ситуациями.
|
|
Научные психологические знания являются обобщенными, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи отношения. Научные понятия четко определяются и соотносятся друг с другом, связываются в законы. Житейские же термины расплывчаты и многозначны.
2) Житейские психологические знания носят интуитивный характер: они приобретаются путем практических проб, “на ощупь”.
Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Путь их получения – выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий.
3) Житейские психологические знания передаются с большим трудом и в очень незначительной степени в силу их конкретного и ситуативного характера.
Накопление и передача научных знаний возможна благодаря их фиксации в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных (речевых) средств.
4) Методы получения житейских знаний – наблюдения и размышления.
Научные знания могут быть получены с помощью эксперимента - исследователь сам может вызвать изучаемое им явление, создавая соответствующие условия; он может варьировать эти условия, чтобы выявить закономерности психических явлений.
5) Научная психология располагает обширным, разнообразным, систематичным и доказательным материалом, который во всем объеме недоступен ни одному носителю житейской психологии.
Понятие психики и виды психических явлений. Что же является предметом психологии? Слово “психология” в переводе с греческого – наука о душе (psyche + logos). В наше время вместо понятия “душа” используется понятие “психика”.
Психика – отражение объективной реальности, существующей вне и независимо от психики. Психика – субъективный образ объективного мира. К психическим явлениям относятся, например, ощущения, мысли, желания, чувства и т.д.
Свойства психических явлений:
а) психические явления принадлежат субъекту, их испытывающему. Вне субъекта не существуют. Свойственно только живым существам — животным и человеку.
б) психические явления выражают отношение к объекту, независимому от психики. Содержат в себе характеристики внешних объектов.
Все психические явления условно делятся на три категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства.
К психическим процессам относят обычно:
- познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, мышление и воображение;
- эмоциональные процессы: чувства, эмоции;
- волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений.
К психическим состояниям относятся проявления психических процессов, например:
- проявления чувств – настроения, аффекты;
- проявления внимания – сосредоточенность, рассеянность;
- проявления мышления – сомнения и пр.
Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся свойства чувств, например, вспыльчивость, сентиментальность и т.д.
Понятие “психический процесс” подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие “психическое состояние” характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие “психическое свойство” отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
Одно и тоже психическое явление, например, аффект (бурная и кратковременная эмоциональная вспышка) может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.
|
|