Бессознательное

Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву, В.П. Зинченко).

1) Бытийный слой сознания. Он включает в себя:

а) биодинамическую ткань действий (внешнюю форму произвольных движений и действий);

б) чувственную ткань образа (воспринимаемые свойства внешнего мира – пространство, движения, цвет, форму и т.д.).

2) Рефлексивный слой сознания. Включает в себя:

а) значение – содержание общественного сознания, усваиваемого индивидом. Значение – это идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей, отношений, закрепленная в языке, понятиях.

б) смысл – субъективное понимание и отношение к предметам и явлениям, их личностная значимость для человека. Смысл – функционирование значений в сознании конкретного индивида.

Это низший уровень психики по сравнению с сознанием. Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и актов, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета.

В бессознательном образ действительности и отношение к ней человека составляют нерасчлененное целое, в отличие от сознания, где субъект противопоставляется объекту. Поэтому в бессознательном, в отличие от сознания невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями и оценка их результата.

Бессознательное – специфически человеческие психические явления. Это частичное, недостаточно адекватное отражение мира человеком. Бессознательные процессы регулируют поведение человека и отражают окружающий мир в условиях привычной деятельности, в отсутствии препятствий и затруднений для ее осуществления.

Бессознательное включает в себя следующие психические явления:

- сновидения и грезы (объединение прошлого, настоящего и будущего);

- патологические явления – бред и галлюцинации;

- некоторые эмоциональные явления – эмпатия (непосредственное эмоциональное вчувствование), эмоциональное заражение (передача эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, например, паника), аффекты;

- внутренняя речь (бессознательная речь);

интуиция (знание, возникшее без осознания путей его получения) и первобытное мышление (бессознательное мышление);

- непроизвольные память и внимание;

- ранние формы познания ребенком действительности;

- неосознаваемое подражание и отождествление себя с другими людьми;

- подпороговое ощущение и восприятие. Это отражение, обусловленное такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не отдает себе отчета - неслышимые звуки, невидимый свет. Сигналы способны осознаваться при придании им сигнального значения. Вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями. Ощущение равновесия, мышечные ощущения, ощущения от внутренних органов, неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Дежа Вю;

- автоматические действия: безусловные рефлексы и привычные действия (конвергенция глаз, мигание, зевота, чихание, ходьба, схватывание предметов). Попытка осознать привычные действия расстраивает их. Притча о сороконожке: сороконожку спросили о том, как она узнает о том, какой из 40 ног сейчас нужно сделать шаг; сороконожка задумалась об этом и не смогла сдвинуться с места.

- навыки – автоматизированные действия, ранее бывшие сознательными, но в результате многократного повторения ставшие неосознаваемыми. Навык письма, вязания, умножения и пр. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие. Способностью вновь стать осознанными навыки отл-ся от автоматических действий;

- неосознанные побуждения к деятельности (неосознаваемые потребности, мотивы, установки, влечения, желания). В них отсутствуют сознательные цели. Исследовались в постгипнотических состояниях. Неосознаваемая установка – неосознаваемая готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Установка может вводить ч-ка в заблуждение, приводить к необоснованным страхам.

-неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Игрок на бильярде пускает шар мимо лузы и пытается выправить его траекторию движениями корпуса. Неуверенность и тревога ч-ка сопровождается мышечными зажимами. Идеомоторные акты (сеансы Мессинга). Роль невербального поведения во взаимопонимании. Все психофизиологические проявления организма (расширение зрачка, кровяное давление, время реакции, пульс, частота дыхания, КГР, электрическая активность мозга). Детектор лжи;

- неосознаваемые побудители сознательных действий. З.Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, поскольку они противоречат социальным нормам. Они вытесняются из сферы сознания в бессознательное. Переживания, связанные с нереализованными влечениями, не исчезают, а проявляют себя в оговорках, описках, забывании вещей, имен, намерений, в шутках, сновидениях, невротических симптомах;

- надсознательное – продукт длительной творческой сознательной работы человека, когда заранее может быть неизвестен результат процесса мышления и воображения. Продукт появляется неожиданно и как бы сам собой. Это процессы творческого мышления. Таблица Менделеева, яблоко Ньютона. Поэтические, музыкальные произведения, научные открытия. Также это пр-сы переживания большого горя или больших жизненных событий, личностные кризисы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: