Самосознание

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Это осознание человеком и оценка своих качеств, своих действий и их результатов, интересов, мыслей, чувств, мотивов поведения. Формами самосознания являются самопознание, самооценка и самоуважение.

Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности и поведения посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами. Во-вторых при осознании человеком отношения других людей к нему (оценок, даваемых другими людьми результатам его деятельности, поступков, черт характера). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, мотивов поступков.

На основе самопознания возникает самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств. Самооценка может быть адекватно (объективной) и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Завышенная самооценка приводит к формированию самоуверенности, высокомерия, некритичности. Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самооценка тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, при неуспехе – снижается. Уровень своих притязаний человек обычно устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Результатом самопознания человека является “образ Я” или система представлений о самом себе.

“Образ Я” включает в себя три компонента. Во-первых, это когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, самоуничижение т.д. это отношение к самому себе. Человек может относиться к себе так же, как и другим – с уважением или презрением, любовью или ненавистью. В-третьих, поведенческий компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание уклониться от критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Характеристики “образа Я”:

а) когнитивная сложность и дифференцированность – число и характер осознаваемых человеком своих качеств. Чем больше качеств человек осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания;

б) степень устойчивости во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно подвержено колебаниям;

в) степень внутренней цельности. “Образ Я” может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления человека о самом себе. Непоследовательность “образа Я” вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания;

г) конкретный состав. Люди могут отличаться по предмету осознания6 одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.

Самопринятие и самоуважение личности. Благополучное становление человеческой личности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера. Своего места среди других людей. Установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

По утверждению американского психолога У.Джемса, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха (неуспеха) в деятельности.


Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Успех в деятельности повышает самоуважение человека. Поэтому для сохранения самоуважения надо либо приложить максимум усилий и добиться успеха, что является трудной задачей; либо снизить уровень притязаний, вследствие чего самоуважение не будет потеряно даже при самых скромных успехах.

Самосознание развивается постепенно в течение жизни человека. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира, он осознает свои части тела как принадлежащие ему. Так годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем ребенок отделяет себя от других людей, осознает свою самостоятельность, обособленность от окружающих. Так в возрасте 2-3 лет он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков. Младший школьник осознает причины своих успехов и неудач. В подростковом возрасте начинается осознание своих психических особенностей, характера, нравственных качеств. В этом возрасте начинает формироваться “идеальное Я” - осознанный личный идеал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: