Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Активность животных генетически задана и разворачивается по мере созревания




Деятельность – специфический вид человеческой активности. направленный на творческое преобразование окружающего мира. Деятельность человека – активный целенаправленный процесс.

Тема 6. Деятельность.

План:

1. Понятие деятельности и ее отличия от жизнедеятельности животных.

2. Характеристики деятельности

3. Структура деятельности.

4. Виды деятельности.

5. Навыки и умения.

Понятие деятельности и ее отличия от жизнедеятельности животных.

Отличия деятельности человека от жизнедеятельности животных:

1. Человек производит предметы потребления и орудия труда, т.е. деятельность человека носит продуктивный созидательный характер.

Животные пользуются только тем, что предоставляет им природа, ничего нового не создают. Активность животных носит потребительский характер.

2. Активность животных вызвана естественными потребностями.

Деятельность человека вызывается в основном искусственными и культурными потребностями (потребностью в познании, творчестве, самосовершенствовании).

3. В человеческую деятельность включены сложные двигательные навыки и умения, приобретенные в результате сознательного, целенаправленного обучения, которых нет у животных.

4. Деятельность человека предметна, т.е. движения конечностей подчиняются логике предметов.

Движения животных обусловлены анатомо-физиологическим устройством организма. Они не учитывают культурного назначения предметов.

5. Деятельность человека преобразует его самого (его способности и потребности) и условия его жизни.

Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

Характеристики деятельности:

1. Предметность. Деятельность подчиняется свойствам и отношениям независимого от нее объективного мира. Это возможность деятельности отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании.

2. Субъектность. Деятельность реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

3. Общественный характер. В своей деятельности человек выступает как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности.

А.Н.Леонтьев. Исходной формой любой человеческой деятельности является совместная деятельность. Механизмом развития психики человека выступает интериоризация – переход внешней деятельности во внутреннюю. Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это психическая деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах.




Структура деятельности.

1. Цель деятельности – сознательный образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности. Цель всегда сознательна.

2. Действие – процесс, направленный на реализацию цели; часть деятельности, имеющая самостоятельную осознанную цель. Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Действия могут быть физическими или умственными.

Характеристики действия: а) включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели (сознание не замкнуто в себе самом, а находит выход в деятельности); б) действие это одновременно и акт поведения (внешние движения неразрывно связаны с сознанием); в) понятие действия утверждает принцип активности в противоположность принципу реактивности (деятельность – активный, целенаправленный пр-с); г) действие может иметь социальный, познавательный, а не только биологический смысл (чел. д-ть предметна и социально обусловлена).

3. Операция – способ выполнения действия. Одно и тоже действие можно совершать разными способами – перемножить два числа в уме или в столбик. Операции – это нижележащий по отношению к действиям уровень.

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. Операции – это преобразованные действия; действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. У человека, умеющего писать, написание букв является операцией в отличие от первоклассника.



Характер используемых операций зависит от условий совершения действий. Действие отвечает цели деятельности, а операция – условиям, в которых дана эта цель. Условиями могут быть как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

Главное свойство операций – они мало или совсем не осознаются (это автоматические действия и навыки). В этом их отличие от действий, которые предполагают сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Но операции, которые возникли из действий путем их автоматизации, могут вновь стать предметом сознания.

Деятельность человека побуждается потребностями и мотивами. Сложные виды деятельности полимотивированны.

В самом строении деятельности могут происходить трансформации. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность. Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Это сдвиг мотива на цель.

Когда цель деятельности отделяется от ее мотива, из деятельности выделяется новая единица – действие. Это сопровождается переживанием смысла действия. Чтобы ч-к побуждался совершать действие, которое приводит лишь к промежуточному рез-ту (но не удовлетворяет биологическую потребность), он должен понять связь этого рез-та с мотивом, т.е. открыть его смысл. Смысл – отражение отношения цели действия к мотиву.

Выделяют также внутреннюю деятельность ч-ка – это планирование и воспроизведение в уме предстоящих действий. Ч-к представляет к-т. действие свершившимся и затем смотрит на его следствия. По ним он и выбирает поступок, который кажется ему наиболее подходящим.

Функция внутренней деятельности заключается в подготавливании внешних действий. Они экономят усилия ч-ка и дают возм-ть избежать ошибок. Внутренняя деятельность рождается из внешней практической путем интериоризации. Практические действия переносятся в умственный план.

Внутренняя д-ть, также как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций, но действия производятся не с реальными предметами, а сих образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат. При этом действия и операции сокращаются, а некоторые из них выпадают целиком, и весь процесс протекает намного быстрее.

Виды человеческой деятельности (в последовательности развития в онтогенезе):

1. Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией меду людьми, установление взаимопонимания, оказание взаимопомощи.

2. Игра – вид деятельности, результатом которой не является какой-то продукт. Целью может быть развлечение, отдых, разрядка напряжения, обучение и развитие.

3. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Служит средством психического развития индивида.

4. Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта.

Навыки и умения.

Навык– автоматизированное действие. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной и сознательной регуляции и контроля. Это простейшие действия, которые выполняются быстро, безошибочно, “не задумываясь” - действия чтения, письма, счета, езды на велосипеде.

Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат. Скорость выполнения резко возрастает. Все это происходит в результате упражнений и тренировки.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умение – более сложное действие, такое, как решение задач, написание сочинения, составление схемы. Умение – это сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях. Сознательный интеллектуальный контроль – главное, что отличает умения от навыков. Он активизируется в меняющихся условиях деятельности.

Навыки, в отличие от умений, проявляются только в знакомых человеку ситуациях. Человек в состоянии изменять структуру умений – навыков и операций, входящих в структуру умения, сохраняя при этом конечный результат. Умелый человек может заменить один материал другим при изготовлении изделия, воспользоваться для достижения цели различными инструментами, без ущерба для нее.

Упражнения необходимы не только в процессе выработки навыков и умений, но и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 886; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8388 - | 8014 - или читать все...

Читайте также:

 

18.208.186.19 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.