С возникновением орудий труда возникают новые потребности, отличные от биологических – познавательные, эстетические, коммуникативные

Биологические предпосылки развития сознания у людей

1) стадный образ жизни, который вели предки человека, и который способствовал возникновению общественных отношений;

2) вертикальное положение предков человека, которое способствовало прямохождению и, следовательно, расширению кругозора и освобождению верхних конечностей от функций передвижения для функций труда и познания;

3) резкое изменение образа жизни, связанное с ухудшением климата, с возникновением трудностей в добывании пищи и удовлетворении органических потребностей. Предки человека вынуждены были спуститься с деревьев на землю. Они должны были обратиться к совместным действиям, помогающим им выжить. Выжить им должны были помочь орудия труда. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда впрок приводит к большей независимости человека от влияний среды, позволяет ему изменять и приспосабливать природу к своим нуждам. Благодаря совместной деятельности, взаимному обмену продуктами деятельности стадо превратилось в общество, возникли новые отношения между людьми.

Социальными условиями возникновения и развития сознания стали труд (осуществляемый как совместная деятельность) и речь:

1) Развитие трудовой деятельности вызвало развитие человеческого мозга как материального субстрата человеческой психики и сознания.

Рука человека развивалась как орган познания через ее многообразные прикосновения в процессе труда. Развивалась чувствительность руки, совершенствовались осязание и зрение, улучшалась координация движений. В результате развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, а вместе с ними – ассоциативные области, увеличивались и усложнялись связи между участками головного мозга.

Особое развитие получила фронтальная область коры головного мозга, играющая наиболее существенную роль в развитии высших психических функций. Т.о. увеличилась масса головного мозга и усложнилась его структура.

2) В процессе труда люди пользовались специально создаваемыми орудиями, предметами, которые являлись материальными носителями операций, действий, деятельности предшествующих поколений.

С помощью орудий труда из поколение в поколение передавался накопленный человечеством опыт. Орудия труда являлись материальными носителями значений, знаками. А значения составляют содержание сознания. Т.е. орудие означает действие, которое может быть совершено с его помощью, и результат, который может быть достигнут.

3) Осуществляя совместную деятельность, люди делили ее на отдельные действия и операции и распределяли их между собой. Это привело к тому, что деятельность отдельного человека направлялась на удовлетворение не только собственных, но и общих потребностей, поскольку изготовление орудий труда непосредственно не удовлетворяет биологические потребности. Это биологически бессмысленные действия (не дают биологически полезного результата). Пример с загонщиками на охоте (Леонтьев): преследование и умерщвление дичи охотником отвечает биологической потребности в пище; но действия загонщика, отгоняющего от себя дичь биологически бессмысленны. Зато они имеют смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты

Удовлетворение собственных потребностей опосредствуется удовлетворением потребностей других людей, т.е. зависит от них. Цель человеческой деятельности отделяется от его потребности и благодаря этому может быть осознана. Изготавливая орудие, человек заранее предвидит результат своего труда и его цель, у него складывается целенаправленная сознательная деятельность.

Чем больше людей принимает участие в производстве орудий труда, тем дальше отодвигается конечная цель – добывание пищи или оборона. Осознать эту связь может лишь человек с абстрактным мышлением. Сознание формируется как отражение человеком (субъектом) независимого от него объекта и как отношение к нему.

4) В совместной трудовой деятельности людей возникла речь, язык как система знаков, обозначающих предметы, их качества и отношения. Язык выступает носителем сознания. Основные составляющие сознания – языковые значения и смыслы.

- благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека могло обогащаться результатами не только личного, но и общественного опыта. Знания всех людей благодаря речи становятся достоянием каждого (сознание, прежде всего - совместное знание, и только потом индивидуальное). Человек через речь овладевает огромным количеством знаний, умений, способов поведения, которые не могли бы стать результатом его самостоятельной деятельности в изоляции. Язык – средство передачи общественно-исторического опыта. Полученное при этом человеком многообразие стимулов дало толчок для дальнейшего развития мозга и для развития сознания.

- язык позволяет выделить обозначаемые в словах предметы и события внешнего мира, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек может действовать с предметами внешнего мира и в их отсутствие. Язык удваивает воспринимаемый мир, создает мир внутренних образов человека.

- слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства. Относя предметы к определенным категориям, осуществляя процесс обобщения и абстрагирования, язык становится средством не только общения, но мышления.

Предполагается, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы. Т.е. язык в первую очередь выполнял указательные и организующие функции. И лишь позже он стал ср-вом обобщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: