Мотив – это предмет потребности или опредмеченная потребность. Предмет м.б. как вещественным, так и идеальным. Это то, на что направлена потребность, то, ради чего совершается деятельность. Через опредмечивание потребность конкретизируется. Человек, стремящийся к любви, легко может опредмечивать свою потребность в первом встречном. Мотивированное поведение носит не поисковый, а направленный характер. Человек не всегда осознает направляющие его мотивы.
Тема 7. Потребности и мотивы.
Потребность – состояние нужды индивида в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. Потребность проявляется в состоянии какого-то напряжения, неудовлетворенности, при этом индивид не знает, чем оно вызвано. Потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.
Потребности имеют две важные черты: а) первоначально данную потребность способен удовлетворить очень широкий круг предметов; б) потребность быстро фиксируется на первом удовлетворившем ее предмете. Образ первой любви подростка впоследствии может определять выбор спутника жизни.
Мотивация – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Потребности и мотивы побуждают деятельность человека. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, носят общественно-исторический характер. Все новые потребности человека порождаются развитием производства.
По своему происхождению потребности разделяются на естественные и культурные. Потребности человека разделяют на материальные (в пище, жилье, одежде, предметах обихода) и духовные (в общении, познании, красоте).
У человека, также, как и у животных, есть биологические (органические, витальные) потребности – потребности в пище, воде, сне, тепле, безопасности, продолжении рода и т.п. Но биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: а) социальными способами удовлетворения, б) возможностью управления ими (способностью отсрочить их удовлетворение). Между своей биологической потребностью и ее удовлетворением человек может поставить социальные правила, нормы, отношения. Процесс окультуривания витальных потребностей ребенка есть в тоже время пр-с его очеловечивания.
Для человека характерны потребности в общении – в контактах с себе подобными, в признании, одобрении, уважении, в принадлежности к определенной группе, в доминировании или подчинении.
Для человека характерна познавательная потребность – потребность в новых знаниях об окружающем мире. Рождается она из потребности маленького ребенка во внешних впечатлениях. Уже в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. Интеллектуальным формам познания (вопросы, чтение, учебная деятельность, научное исследование) предшествуют перцептивные исследования и практические манипуляции с предметами.
В первые месяцы жизни познавательная потребность тесно связана с потребностью в контактах, поскольку без взрослого ребенок не может получать впечатления от внешнего мира. Обе потребности являются необходимыми условиями формирования человеческой психики.
Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Так, школьники могут учиться, побуждаясь различными мотивами: познания, самоутверждения, избегания наказания, получения вознаграждения, социального давления, получения профессии и др.
Обычно действия человека побуждаются сразу несколькими мотивами (т .е. деятельность человека является полимотивированной), но один из них является ведущим. Мотивы образуют и ерархию – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное. Главный мотив, побуждающий деятельность, считается ведущим. Второстепенные мотивы, которые дополнительно стимулируют данную деятельность, - мотивы-стимулы. Главной причиной деятельности выступают смыслообразующие мотивы (мотивы, которые придают деятельности личностный смысл). Другие мотивы лишены смыслообразующей функции и исполняют роль побудительных стимулов.
Иерархические отношения мотивов в полной мере осознаются в ситуации конфликта мотивов, когда нужно сделать выбор в пользу одного из них (нажива или альтруизм, самосохранение или долг).
А.Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая – витальные потребности (голод, жажда, половое влечение и др.), их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая – потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности). Третья – потребности в любви и принадлежности (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими). Четвертая – потребность уважения (почитания) – потребность в компетентности, в достижении успеха, в одобрении, признании, авторитете. Пятая – потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
Маслоу считает, что высшие потребности не проявятся и не смогут быть удовлетворены, пока не будут реализованы низшие потребности. Тем не менее он допускает исключения из этого правила.
Виды мотивов. Мотивы могут осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемые мотивы – это мотивы-цели, они характерны для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы представлены в сознании в особой форме – в виде эмоций и личностных смыслов.
Эмоции возникают лишь по поводу таких событий, которые значимы для ч-ка, связаны с его потребностями. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения рез-та д-ти к ее мотиву. Если деятельность проходит успешно (с т.з. мотива), возникают положительные эмоции. Эмоции порождаются мотивами-стимулами.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Смысл порождается только ведущим мотивом. Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл. Утрата такого мотива тяжело переживается как потеря смысла жизни.
Установка – состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – недифференцированная, недостаточно осознаваемая потребность. Влечение беспредметно. По мере осознания предмета удовлетворения потребности влечение переходит в желание.
Установка и влечение являются неосознаваемыми мотивами.
Желание – осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Предмет потребности и пути ее удовлетворения отчетливо осознаются.