Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I-IV Государственные думы




Начало парламентаризма.

Манифест царя от 17 октября 1905 г. подтверждал ранее данное обещание созвать представительный орган – Государственную думу. Был расширен круг лиц, допускаемых к выборам. Таким образом, революционная борьба и давление на правительство со стороны либеральной оппозиции обусловили начало превращения самодержавия в конституционную монархию(государство во главе с монархом - единоличным правителем, получившим власть, как правило, по наследству - князь, царь, император, король). Важнейшим проявлением этого стала деятельность Государственной думы. Выборы в I Государственную думу состоялись в феврале—марте 1906 г., а первое ее заседание открылось 27 апреля 1906 г. В составе депутатов было 179 кадетов, 16 октябристов, 18 социал-демократов, 63 автономиста (представители буржуазно-помещичьих кругов Польши, Украины, Прибалтики, других национальных регионов), 97 членов трудовой крестьянской группы, 105 беспартийных. Дума намеревалась заняться законотворческой деятельностью, решать насущные вопросы жизни общества, через законодательство влиять на политику правительства. Однако выдвижение в Думе радикальных требований по аграрному вопросу, негативная реакция депутатов на правительственную декларацию встревожили царя, и 8 июня того же года он распустил Думу, хотя она была избрана на 5 лет. Недолго (около трех с половиной месяцев — с 20 февраля по 2 июня 1907 г.) просуществовала и II Государственная дума, показавшаяся царю еще более “левой” и тоже разогнанная им. I и II Государственные думы не успели принять сколько-нибудь существенных законов. Их заседания использовались для пропаганды позиции разных политических сил. Но тем не менее начало парламентаризму в России было положено. Государственная дума превратилась в элемент политической системы.

3 июня 1907 г. был обнародован новый избирательный Закон, который ограничивал представительство в Государственной думе основной массы населения России. Даже творцы этого Закона называли его “бесстыжим”: вдвое сокращалось представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих, в три раза – от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе. Помещики и буржуазия, составлявшие в общей сложности не менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Думе. III Государственная дума получила название “карманной”, самой “угодной” для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок (1907-1912). Подавляющее большинство принятых ею законодательных актов носило второстепенный характер. В IV Государственной думе, так же, как и в III, сохранились право-октябристское и октябристско-кадетское большинство. Однако она оказалась более оппозиционной к правительству. В 1915 г. часть депутатов Государственной думы и Государственного Совета образовали Прогрессивный блок. В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, представители националистических партий. Они потребовали создать правительство, обладающее доверием общества и ответственное перед думой.




В процессе формирования парламентаризма было по-новому определено и место Государственного Совета в системе власти. До 1906 г. он был совещательным органом при царе и не играл существенной роли. В 1906 г. он был преобразован в верхнюю палату парламента с правом отклонять законы, одобренные Думой. Члены Государственного Совета назначались царем. Совет стал фильтром, преградой на пути законопроектов, поступавших из Думы на утверждение императору. Революционные события вынудили царя осуществить и другие преобразования в государственном устройстве. В частности, было реорганизовано правительство, ранее действовавшее под непосредственным руководством императора. Существовавшая должность председателя Комитета министров не была сколько-нибудь значительной. С 1906 г. стал действовать Совет министров во главе с председателем, полномочия которого были расширены. Революция оказала глубокое воздействие на социально-экономическое развитие страны. В 1905—1907 гг. рабочие во многих местах явочным порядком устанавливали восьмичасовой рабочий день. Хотя это их завоевание сохранить не удалось, продолжительность рабочего дня сократилась до 9—11 часов. На некоторых предприятиях владельцы согласились на повышение зарплаты, заключение коллективных договоров с рабочими. Такие факты были единичными, но прецедент был создан. Следствием борьбы рабочих явилось введение их социального страхования. Революционная борьба не была безрезультатной и для крестьянства. Taк, 3 ноября 1905 г. царь объявил об отмене с 1907 г. выкупных платежей. Крестьяне добились отмены некоторых сословных ограничений, в том числе запрета наказаний по приговору властей.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 901; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8772 - | 7158 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.48.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.