Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.
Общие принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
Системообразующими элементами организации и деятельности прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции РФ. В ст. 129 ч.1 КРФ и п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре называются принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принципа единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. (Н-р, любой прокурор от районного до Генерального – вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция). Действия принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
|
|
Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Именно он назначает на должность прокуроров субъектов по согласованию с органами власти субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, они подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
|
|
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор осуществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, произведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений или их представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную), а также меры различного характера, применяемы в судебном порядке.
Государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров. Порядок и условия осуществления их государственной защиты определяются Законом о защите судей, а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана также служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров, членов их семей и имущества в целях реального обеспечения их независимости и подчинения в своих действиях и решениях только закону, защите прав и свобод граждан, общества и государства. Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры.
Воспрепятствование проявляется в недопущении прокурора на территорию и помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, в ограничении доступа к документам и материалам, непредставлении материалов и документов по запросам, предоставлении фальсифицированных данных и т.п. К ответственности могут быть привлечены лица по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора.
Прокурор обязан предоставлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанной с ней принципа подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их – Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 4, ст. 13 Закона о прокуратуре).
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информативности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий позволяет им обращаться в органы прокуратуры.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 КРФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне». Существуют различные виды служебной тайны: следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.д. Специально охраняемой законом являются военная тайна, коммерческая тайна и ее разновидности: банковская (857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др.
|
|
Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокуроров РФ сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут быть членами общественных организаций, объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание организаций и объединений, преследующих политические цели, и их организация в органах и учреждениях прокуратуры не допускается.
Действие этого принципа распространяется не только на прокуроров, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями любых общественных объедений и подчиняются только закону.
В соответствии с общей направленностью и смыслом принципов, закрепленных в ст. 4 Закона о прокуратуре, допускается и поощряется научная и преподавательская работа по юридической или близко связанной с исполнением служебных обязанностей прокурорского работника специальности. Иной творческой работой могут быть любые творческие виды деятельности (журналистская, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.).
|
|
Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменение. Указанный принцип проявляется в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом.