И деятельности. Прокурорский надзор

И ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВОМ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Тема 8. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Литература: [4, 22, 23, 25].

Прокуратура – особая система органов. Прокуратура не относится к какой-либо из ветвей власти известной триады – законодательной, исполнительной или судебной. Это единая, функционально-самостоятельная федеральная и централизованная служба, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Органы прокуратуры выполняют задачи по координации усилий всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью в сфере экономики, финансов, защите прав и свобод граждан, противостоящих коррупции. Единство прокуратуры обеспечивается особым порядком формирования. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции, осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Федеральный характер прокуратуры выражается в том, что она является системой органов Федерации. Субъекты РФ и местные органы собственных органов прокуратуры не имеют.

Централизованный характер связан с особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры. Все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам подчинены. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Систему прокуратуры возглавляет Генеральный Прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента на 5 лет. Отстраняет от должности Генерального прокурора также Совет Федерации по представлению Президента РФ. Президент не может уволить Генерального Прокурора.

Совет Федерации назначает и отстраняет от должности по предложению Генерального Прокурора первого заместителя и заместителей.

Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ (ст. 129 Конституции РФ) по согласованию с соответствующими субъектами РФ. Прокуроры городов и районов и специализированных прокуратур (военных, транспортных) также назначаются Генеральным Прокурором на 5 лет и могут быть отстранены им от должности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129) и Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. с поправками 2000 и 2002 гг.

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Прокуратура вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов Федеральными Министерствами, агентствами, службами, ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Конституционный Суд РФ подтвердил надзорные права соответствующих Федеральных прокуроров в отношении таких актов.

Из сферы прокурорского надзора исключены высшие органы государственной власти, в т.ч. Правительство. В то же время Генеральный прокурор лично, не реже одного раза в год представляет в Правительство РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправе участвовать в заседаниях Федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, вносить представления и протесты названным органам, а также коммерческим и некоммерческим организациям. Решения прокурора могут принимать форму постановления, протеста, представления и предостережения.

Постановление – это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Исходя из характера правонарушения, прокурор самостоятельно принимает решение об уголовном или административном деле.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест может быть принесен также в суд, если прокурор считает незаконным или необоснованным решение суда.

Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению, и о результатах письменно сообщается прокурору.

Предостережение о недопустимости нарушений закона возможно при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным.

Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Значительные полномочия принадлежат прокурору в судебном процессе. Он осуществляет уголовное преследование в суде, выступая в качестве государственного обвинения. В соответствии с ГПК РФ он является стороной в гражданском процессе, если этого требует защита прав граждан, интересы общества и государства. Если прокурор усматривает, что акт суда является незаконным или необоснованным, он приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору, который в свою очередь, может принести протест в порядке надзора.

В тех случаях, когда обнаружено нарушение прав человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (например, умаление чести и достоинства), и лицо по состоянию здоровья или иным причинам не может лично отстаивать свои права в суде либо такие нарушения касаются значительно граждан или приобрели особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает гражданский иск в интересах пострадавших в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, для внесения протеста в случае необходимости.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. При надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие работники прокуратуры преследуют цель соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также обеспечения законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору в этой области устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Прокуратура вправе объединять усилия других ведомств для устранения нарушений законов и прав граждан. Так, в Межведомственную рабочую группу по противодействию преступлений в сфере экономики входят представители ФСБ, МВД, Федеральной налоговой службы, Росфинмониторинга и Центробанка России. Реализация плана совместных действий позволила вскрыть случаи мошенничества и злоупотреблений со стороны банковских, таможенных и других служащих.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности Федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуроре».

Ограничения лиц по приему в органы и учреждения прокуратуры имеет место, если лицо:

- имеет гражданство другого государства;

- признано решением суда недееспособным или ограниченно-дееспособным;

- имеет или имелась судимость;

- имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве с работниками, непосредственно под-чиненных одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, имеющим государственную тайну.

В 2008 г. из состава Прокуратуры были выведены следователи с целью повышения их ответственности и самостоятельности при расследовании правонарушений. Высшим органом данной структуры является следственный комитет при Прокуратуре РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: