ЛЕКЦИЯ 5
тенденций в международных отношениях (1929-1933)
Особенности экономического кризиса 1929-1933гг. Период стабилизации западного общества оказался кратковременным. Осенью 1929 г. начался мировой экономический кризис, прологом к которому явилась «черная пятница» (25.10.1929 г.) на нью-йоркской бирже. «Черная пятница» означала конец финансового и экономического бума 20-х годов и начало экономического кризиса, который охватил все экономически развитые страны Запада. Кризис продлился до 1933 г., а в ряде стран даже дольше. Этот кризис стал самым сильным в истории капиталистического общества. Во-первых, он охватил все без исключения капиталистические страны. Во-вторых, в каждой из этих стран кризис одновременно поразил промышленность, сельское хозяйство, торговлю и финансовую систему. В итоге экономическая жизнь капиталистического мира оказалась парализованной.
Кризис 1929-1933 гг. нанес странам Запада ущерб не меньший, чем Первая Мировая война. За годы кризиса промышленное производство на Западе сократилось на 38%, сельскохозяйственное – на 1/3, внешняя торговля- на 2/3. Особенно сильно кризис поразил США и Германию. В США производство упало до уровня 1905 г., в Германии- до уровня 1900 г. Великобританию и Францию кризис затронул в меньшей степени, так обе стороны имели обширные колонии, куда они могли отправить часть излишков продукции и откуда черпали средства для своих экономик. Тем не менее, в Великобритании производство сократилось на 15%, во Франции- на 30%.
Кризис нанес удар по положению населения западных стран. Безработица до 15-30% среди активного населения, зарплата сократилась на 30-60 %, произошло массовое разорение крестьян и мелких предпринимателей. Ухудшение положения населения привело к обострению социальных противоречий. В городах главным видом борьбы стало движение безработных, а не забастовки рабочих. Безработные проводили массовые митинги и демонстрации с требованием работы, введения пособий по безработице и расширения социального страхования. В США и Великобритании рабочие даже провели «голодные походы» на столицы. В деревне развернулось крестьянское движение с требованием повысить цены на продовольствие. В ряде западных стран появилась угроза социального взрыва.
Главной причиной кризиса стала сама капиталистическая экономика. Она развивалась стихийно и предприниматели постоянно увеличивали объемы производства. В результате периодически возникали кризисы перепроизводства. Однако раньше они не имели таких разрушительных масштабов. Кризис 1929-1933 гг. оказался столь мощным из-за того, что в 20-е годы в западных странах начало массово применяться новое оборудование и конвейерное производство, что привело к резкому увеличению выпуска товаров, тогда как уровень доходов населения не позволял потребить всю эту продукцию.
Кризис показал, что дальнейшее сохранение свободной рыночной экономики может привести к социальному взрыву. Стало очевидной необходимость создания модели новой экономики, которая не так была бы подвержена стихийному развитию. Такая модель была создана в 30-е годы и получила название этатистской (от фр. Etat- государство). Ее главной чертой стало государственное регулирование экономического и социального развития.
Теоретическим обоснованием политики государственного регулирования стали работы британского экономиста Дж. Кейнса. Он предлагал бороться с перепроизводством путем стимулирования спроса на инвестиции и повышения покупательной способности населения. Он доказывал, что снижение размера ссудного процента подтолкнет предпринимателей к тому, чтобы активно брать кредиты в банках, наращивать производство и осваивать новые виды деятельности. Повышение покупательной способности населения путем увеличения его доходов вызовет увеличение числа покупок. Отсюда исчезнет угроза перепроизводства, а доходы от продажи товаров позволят предпринимателям еще больше расширить производство. Кейнс считал, что государство должно взять на себя контроль за размерами ссудного процента и контроль над доходами населения. Но Кейнс считал, что государство должно осуществлять контроль над экономикой косвенными методами (через налоги и кредиты).
В 30-е годы сформировалась два варианта этатистской модели. Первый вариант был характерен для Германии, Италии, Японии, Испании и Португалии. В экономиках этих государств был установлен сильный государственный контроль, когда государство напрямую устанавливало объемы производства, цены на продукцию и рынки сбыта.
В социальной сфере государство заставляло людей работать больше и при этом ограничивало их потребление. Была увеличена продолжительность рабочего дня, сдержан рост зарплаты. Все это на фоне запрета забастовок и замены профсоюзов корпоративными организациями, объединявшими как рабочих, так и предпринимателей.
В политической сфере были установлены диктаторские режимы, что стало естественным результатом жесткой социальной политики, т.к. сила и страх превратились в самое эффективное средство сохранения стабильности в этих странах.
Второй вариант этатистской модели установился в США, Великобритании, Франции, Канаде, скандинавских странах. Здесь контроль над экономикой осуществлялся косвенными методами, произошло увеличение зарплат, пенсий, пособий. Этим увеличивалась покупательная способность и сохранялась социальная стабильность поэтому в политической сфере сохранились демократические режимы.
Кризис 1929-1933 гг. оказал сильное влияние на политическую жизнь западных стран. Падение уровня жизни привело к росту политической активности населения и к усилению
радикальных настроений в обществе. Особенно заметно, радикальные настроения усилились в странах, где еще не сложились прочные демократические традиции (Греция, Австрия, Испания, Португалия, Греция, страны Восточной Европы.) Здесь население было недовольно демократическими режимами, считая их неспособными быстро преодолеть кризис, и стремилось к созданию «сильной власти», способной быстро улучшить положение любыми средствами, пусть даже и самыми жесткими. Рост радикальных настроений привел к повышению авторитета коммунистических и фашистских партий, чье влияние в 20-е годы было крайне низким. Особенно быстро усиливались фашисты, причем не только в странах Центральной и Восточной Европы, но и в Великобритании, Франции, скандинавских странах. В начале 30-х годов многие западные страны оказались перед реальной угрозой установления фашистской диктатуры. Если в 1914 г. в Европе насчитывалось 17 монархий и 3 республики(Швейцария, Португалия, Франция), то после окончания первой мировой войны их число стало равным- 13 республик и 13 монархий.
В послевоенный период из-за экономических проблем, внутренних конфликтов, страхом перед коммунизмом в большинстве европейских стран появилась тенденция к установлению диктаторских режимов. Благодаря успешному «походу на Рим» 30 октября 1922 г. к власти в Италии пришло фашистское правительство Бенито Муссолини. В итоге военного путча в Болгарии сформировалось консервативно -националистическое правительство Александра Цанкова (13.09.1939). В этом же году генерал Примо де Ривера установил в Испании военную диктатуру, просуществовавшую до 20 января 1930 г. и возобновленную генералом Франко 17-18 июля 1936 г. Президент Албании Ахмед Зогу в январе 1925 г. был наделен чрезвычайными полномочиями. Польский маршал Юзеф Пилсудский, захватив власть в стране 12-14 мая 1926 г., установил диктаторский режим. В Португалии в результате военного переворота 28 мая 1926 г. пала Первая республика и был установлен режим военного триумвирата. Националисты под предводительством Антанаса Сметоны установили 19 декабря диктатуру в Литве. 6 января 1929 г. король Александр I установил в Югославии монархическую диктатуру. 30 января 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. 7 марта 1933 г. Э. Дольфус провозгласил в Австрии режим австрофашизма. В марте 1934 г. в Эстонии к диктаторским методам пришло правительство Константина Пяста. Через два месяца аналогичные события произошли в Латвии(правительство К. Ульманиса). В апреле 1936 г. в Греции был установлен диктаторский режим генерала Иоаниса Метаксаса. В феврале 1938 г. король Кароль II установил в Румынии свою диктатуру. В 1939 г. в Европе было всего 12 стран с демократической формой правления.
Международные отношения в конце 20-х –начале 30-х годов. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию в Германии, финансовые эксперты стран-кредиторов, собравшиеся на конференцию в Париже в 1929 г., приняли решение об изменении системы германских репарационных платежей. По предложению американского финансиста Оуэна Д. Юнга было одобрено новое положение, которое заменило план Дауэса и облегчало порядок выплат. План Юнга предполагал, что до 1988 г. Германия должна была выплатить 112 млрд марок золотом при ежегодных суммах выплат около 2 млрд марок до 1966 г. и 1,6-1,7 млрд марок после 1966 г. Новый план отменял все виды международного контроля над финансами и экономикой Германии. Было решено, что Германии будет возвращено право управлять рейхсбанком и имперской железной дорогой. Этот план был утвержден на Гаагской конференции 1930 г.
Одновременно с принятием новой системы выплат германских репараций предполагался также постепенный вывод союзнических войск Антанты из Рейнской области, оккупированной Антантой согласно Версальскому мирному договору.
На Лозаннской конференции 1932 г. было принято решение о полном прекращении репарационных выплат, а в декабре 1932 г. в Женеве страны участницы локарнских договоров подписали декларацию о признании равноправия Германии в военно-политических правах. Однако все эти меры оказались уже несвоевременны. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. коренным образом изменил ситуацию на международной арене.
Между тем экономический кризис продолжал обостряться. В этих условиях дальнейший пересмотр Версальского договора стал лозунгом Германии. В первую очередь она выдвинула требование аншлюса(присоединения) Австрии к Германии.
Однако страны Антанты, ссылаясь на Сен-Жерменский договор 10 сентября 1919 г., категорически возражали против аншлюса. 4 октября 1922 г. был принят так называемый Женевский протокол, запрещающий аншлюс даже в форме экономического союза Австрии с Германией.
Тем не менее попытка добиться аншлюса проявилась в подписании в марте 1931 г. соглашения о едином таможенном законе, о согласованных тарифах и об уничтожении таможенной границы между обоими государствами.
Решительным противником таможенного союза Австрии с Германией выступила Франция и Англия. Решение вопроса о таможенном союзе было передано в Лигу Наций, а затем в Постоянный международный трибунал. Австрия и Германия вынуждены были заявить об отказе от таможенного союза.
По сути дела эти события стали прологом аншлюса Австрии 12 марта 1938 г.
Уже в 20-х гг. очаг напряженности сложился на юге Европы в связи с назначением итальянским королем Иммануилом III главой правительства Италии лидера фашистской партии Бенито Муссолини. Итальянские фашисты мечтали о воссоздании «великой латинской империи», призывали к объединению «молодых наций» в их борьбе против «старых». При этом Муссолини отнюдь не стремился к разрыву отношений с западными демократиями. В проведении своей политики он стремился наладить отношения и с католической церковью.
В 1929 г. Муссолини заключает с папой Пием XI так называемые Латеранские соглашения, в соответствии с которыми было создано новое польское государство Ватикан. Ватиканский дворец служил папской резиденцией с 1378 г.; на протяжении веков юридический статус Ватикана менялся много раз. Тем самым после долгих переговоров было достигнуто согласие между папой и итальянским правительством.
В течении достаточно длительного времени глава итальянского правительства стремился к заключению союза с церковью. Он выражал желание наладить связи с церковью правовым путем, однако без заключения конкордата, который означал бы признание Ватикана в качестве равноправного субъекта.
В конечном счете Муссолини пришлось уступить. Конкордат признавал католицизм государственной религией Италии. Ватикан и Италия были признаны суверенными государствами. За отказ от притязания на Рим папа получил значительные денежные суммы. Папа признавал итальянское государство, отказывался от участия в политической жизни Италии. Церковь сохраняла влияние на область семейного законодательства и школьное образование.
В феврале 1932 г. в Женеве состоялась международная конференция по разоружению, созванная Лигой Наций. Используя разногласия между бывшими победителями, Германия на конференции стремилась добиться удовлетворения своего основного требования- права равенства в вооружениях. Франция отказывалась включить в резолюцию упоминание о равноправии Германии в вооружениях. Английская делегация предлагала принять резолюцию, которая не задевала бы ничьих интересов. Так как требование Германии о равноправии в вооружениях не было удовлетворено, ее делегация демонстративно покинула конференцию.
Не будучи в состоянии достигнуть соглашение с Францией, требовавшей активных гарантий ее безопасности, английское правительство Макдональда решило пойти на уступки Германии. 17 ноября 1932 г. оно опубликовало меморандум, развивающий ту мысль, что практически невозможно сократить вооружения держав настолько, чтобы на деле осуществить равенство вооружений. Поэтому английское правительство поддерживает требование Германии о ее довооружении.
Это решение, под давлением английской делегации, было проведено на совещании 5 держав- Великобритании, Франции, Италии, США и Германии, созванном в Женеве в декабре 1932 г. принята на нем резолюция признавала за Германией право на равенство в вооружениях в рамках системы безопасности, равной для всех. Эта двусмысленная формула заключала в себе одновременно и германский тезис равноправия и французский тезис безопасности. Но по существу победительницей оказалась Германия: ей предоставлялась возможность открыто вооружаться.
Таким образом вопрос о разоружении превратился в вопрос о довооружении Германии.
Присутствовавшая на Женевской конференции по разоружению делегация СССР предложила заключить конвенцию о всеобщем разоружении, а в случае ее отклонения выдвинула проект конвенции о пропорциональном и прогрессивном сокращении вооружений. Но это предложение поддержала только турецкая делегация..
В 1933 г. СССР выдвинул предложение о юридическом определении агрессора.
В ноябре 1933 г. СССР установил дипломатические отношения с США. Это было проявлением перехода СССР от разоблачения социал-демократии и пацифизма к укреплению отношений с потенциальными союзниками и поддержке инициатив по разоружению. Главным девизом советской дипломатии стал лозунг коллективной безопасности, призванной обеспечить готовность, дать отпор попытке любой державы начать войну.
Образование новых очагов международной напряженности. Первый шаг по пути развала Версальско-Вашингтонской системы сделала Япония. В 1931 г. она захватила Северо - Восточный Китай и в 1932 г. объявила о создании на оккупированных территориях марионеточного государства Манчжоу-го. Действия Японии нарушали договор о политике «открытых дверей» в Китае, поэтому Совет Лиги Наций по предложению правительства США принял в марте 1932 г. резолюцию о непризнании японских захватов в Китае. Еще раньше, в декабре 1931 г. была создана комиссия из представителей США, Англии, Франции, Италии и Германии, которая должна была на месте обследовать причины и характер японо-китайского конфликта. Во главе комиссии был поставлен англичанин Литтон. Комиссия Литтона констатировала, что «Маньчжурия является китайской страной» и рекомендовала Лиге Наций воздержаться от признания Манчжоу-го и предложила превратить Маньчжурию в автономную область.
На основании предложений комиссии Литтона новая сессия Лиги Наций в феврале 1933 г. вынесла резолюцию, по которой захват Маньчжурии Японией признавался незаконным. В ответ Япония в марте 1933 г. вышла из состава Лиги Наций.
Правительство СССР сообщило, что оно не находит возможным присоединиться к постановлениям Лиги Наций относительно действий Японии в Северо -Восточном Китае.
Агрессивная политика Японии основывалась на так называемом меморандуме Танаки. Этот документ был представлен 25 июля 1927 г. премьер-министром и министром иностранных дел Японии генералом Танакой императору и назывался «Меморандум об основах позитивной политики в Маньчжурии и Монголии».
В меморандуме утверждалось, что для завоевания мира Япония должна сначала завоевать Маньчжурию и Монголию, а затем Китай. Овладев всеми ресурсами Китая, Япония должна перейти к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем Малой и Центральной Азии и, наконец, Европы.
В качестве «программы национального развития Японии» в меморандуме выдвигалась «необходимость вновь скрестить мечи с Россией на полях Монголии для овладения богатствами Северной Манчьжурии… Мы будем всемерно наводнять Северную Маньчжурию нашими силами. Советская Россия должна будет вмешаться, и это будет для нас предлогом для открытого конфликта.»
Текст меморандума был опубликован в 1929 г. в китайской печати и тотчас был опровергнут Японией. Достоверность этого документа сейчас ставится под сомнения. Не исключено, что он мог быть сфабрикован любой западной разведкой, в том числе и ОГПУ.
Тем не менее, выход из Лиги Наций был фактическим разрывом Японии со всей совокупностью договоров, составлявших версальско-вашингтонскую систему. Действия Японии на Дальнем Востоке развивались в том же плане, какому следовала в Европе политика Германии и Италии. Тем более, что правительства великих держав не предприняли никаких реальных мер для принуждения Японии к выполнению принятых резолюций, так как западные страны рассчитывали, что следующим объектом японской агрессии станет СССР.
Второй очаг напряженности сложился в центре Европы, в Германии, где 30 января 1933 г. президент Пауль фон Гинденбург назначил лидера национал -социалистической партии Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Через десять лет после Мюнхенского путча (9.11.1923г.) Гитлер достиг своей цели. Во главе одного из влиятельнейших государств мира оказалась партия, проповедующая идеологию реваншизма, национализма и расизма. Поставив перед собой цель воссоединения немецкой нации в границах единого Рейка (что означало ревизию Версальского договора), нацисты в конечном счете стремились к развязыванию тотальной войны и формированию нового мирового порядка. Оценить фанатизм и иррационализм гитлеровцев руководители ведущих западных держав вовремя не сумели. Нацизм рассматривался французскими и британскими политиками как маргинальное движение, не имеющее широкой социальной базы и лишь паразитирующее на реваншистских настроениях. По их мнению, политика умиротворения, позитивное решение вопросов о репарациях и судьбе немецких меньшинств на территории других стран, участие Германии в деятельности Лиги Наций могли лишить нацистов политической инициативы и, в конечном счете, власти. В поддержку нацистов открыто выступил лишь вождь(дуче) итальянских фашистов Бенито Муссолини. По его предложению в июле 1933 г. Италия, Германия, Франция и Великобритания подписали пакт четырех. Они обязались во всех вопросах, касавшихся общих интересов, действовать сообща под эгидой Лиги Наций.
После срыва конференции Лиги Наций по разоружению, проходившей в Женеве, Германия 14 октября 1933 г. объявила о выходе из Лиги Наций и начала процесс вооружения. Пакт четырех утратил свое значение. Тем не менее курс на умиротворение Германии в политике Великобритании и Франции сохранялся и впоследствии.