Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий.
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой. Различают следующие отрасли психологии:
Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в различном возрасте.
Педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания.
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности.
|
|
Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной.
Космическая психология занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки.
Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке
Психология спорта разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений.
Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений.
Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в группах, положение личности в них.
Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, а также психологические особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного, психологические основы перевоспитания преступников.
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.
Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей.
Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).
|
|
Сравнительная психология изучает психику животных.
Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появиться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:
· по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;
· по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);
· по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии – прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.