Коллективный ТС (ст.2 Закона «О порядке разрешения коллективных ТС (конфликтов)» от 03.03.98.) – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату); заключения, изменения и выполнения КД и соглашений, невыполнения требований законодательства о труде.
Закон наделяет работников правом выдвижения требований.
В соответствии со ст.4 Закона требования наемных работников утверждаются общим собранием или сбором подписей, причем за выдвижение этих требований должно проголосовать не менее 50% членов ТК.
Собственник должен рассмотреть требования в 3-дневный срок со дня их получения и дать ответ в письменной форме (если разрешение требований вне его компетенции – а этот же срок направить в вышестоящий орган).
Коллективный трудовой спор возникает, если решение собственника отрицательное или его нет по истечению указанного срока (ст.6).
1-й этап рассмотрения коллективного ТС – примирительная комиссия: создается в 3-дневный срок с момента возникновения коллективного ТС на паритетной основе. Спор должен быть рассмотрен:
-в течение 5 дней с момента создания комиссии на производственном уровне
-в 10-дневный – на отраслевом
-в 15-дневный – на национальном.
Решение прим.комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.
В разрешении спора могут принимать участие независимые посредники. Приказом Национальной службы посредничества и примирения от 11.11.99. № 106 утверждено Положение о посреднике; предполагается составить Список посредников в Украине.
2-й этап – рассмотрение спора в трудовом арбитраже - временный орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов, в него могут входить депутаты, представители органов власти; создается в течение 3 дней с момента окончание рассмотрения дела в примирительной комиссии, если стороны не пришли к согласию, или в случае возникновения спора о невыполнении положений КД. Состав труд.арбитража определяется соглашением сторон, если стороны не пришли к согласию, то трудовой арбитраж создается из трех арбитров (в соответствии с п.2.2 Положения о трудовом арбитраже, утвержденном приказом Нац.службы посредничества и примирения от 04.05.99. № 37). Спор рассматривается в 10-дневный срок со дня создания трудового арбитража (в отдельных случаях срок м.б. продлен до 20 дней – ст.12), обязательно с участием представителей сторон. Решение трудового арбитража состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей; принимается большинством голосов, оформляется протоколом, который подписывается всеми его членами. Решение обязательно для исполнения, если стороны предварительно об этом условились.
В ст.15 Закона предусмотрено создание Нац. службы посредничества и примирения (далее – НСПП) Эта служба создана Указом Президента от 17.11.98. № 1258/98; это постоянно действующий орган, ее основные функции:
-содействие процедуре примирения на всех уровнях, осуществление посредничества
-прогнозирование возникновения коллективных ТС и содействие их своевременному предотвращению (разрешению)
-разработка в 10-дневный срок рекомендаций, в случае обращения к ней заинтересованных сторон
Если примирительные процедуры не привели к разрешению спора либо собственник уклоняется от примирительных процедур, либо не выполняет достигнутые соглашения работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.
Право на забастовку закреплено в ст.44 Конституции. Забастовка – крайне средство разрешения коллективного ТС.
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного ТС (ст.17 Закона).
Решение о забастовке принимается общим собранием (конференцией) ТК, 2/3 голосов и оформляется протоколом (ст.18).
Работодатель о предстоящей забастовке д.б. предупрежден в письменной форме не позднее чем за 7 дней, при непрерывном производстве – за 15 дней. При проведении мероприятий за пределами предприятия – местные органы власти предупреждаются за 3 дня.
Забастовка считается отраслевой (или территориальной), если в ней принимает участие более половины работников отрасли (территории).
Забастовку возглавляет избранный общим собранием орган или профсоюзный орган.
Участие в забастовке не считается нарушением трудовой дисциплины, но не оплачивается. Для работников, которые не участвуют в забастовке, оплата производится как за простой не по вине работника – 2/3 ставки (ст.28).
Забастовка признается незаконной – ст.22 (судом – по заявлению работодателя или прокурора):
-если заявлены политические требования; создается реальная угроза основам конституционного строя, и здоровью других лиц
-если не соблюдены примирительные процедуры
-если не соблюдены предупредительные сроки
После признания забастовки незаконной, работники должны на следующий день приступить к работе.
Ст.24 закрепляет случаи, когда забастовка запрещена:
-если это создает угрозу жизни, здоровью людей, угрозу аварии;
-в условиях объявленного чрезвычайного положения
-для работников прокуратуры, суда, гос.служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов.
Если забастовка признана незаконной – участие в ней считается нарушением трудовой дисциплины (со всеми вытекающими последствиями, вплоть до локаута. Локаут – это массовое увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным спором и объявлением забастовки). Кроме этого, орган, проводящий забастовку, должен компенсировать причиненные собственнику незаконной забастовкой убытки).
Тема 12. Аттестация работников






