double arrow

ВОПРОС 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

1. централизованных финансов - государственных и муниципальных финансов

2. децентрализованных финансов - финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис.3.



Рис.3. Финансовая система РФ


Ведущая роль принадлежит общегосударственным финансам. Однако общегосударственные финансы тесно связаны с финансами хозяйствующих субъектов. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является НД, создаваемый в сфере материального производства. С другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов (бюджетных ассигнований, государственного кредита). Такая взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения задач и функций органов государственной власти. Через бюджет концентрируется значительная доля НД для финансирования государственных нужд. С помощью бюджета происходит перераспределение НД, это создает возможность маневрировать денежными средствами и позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фондысоздаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и методов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп:

• внебюджетные фонды социального назначения;

• внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера, или экономические внебюджетные фонды.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. В нижеследующей таблице представлена динамика ставки ЕСН для организаций, для индивидуальных предпринимателей.

Фонды     2006-2008
Всего, ЕСН 35,6% 26% 26%
ПФ РФ      
ФСС   3,2 2,9
ОМС 3,6 2,8 3,1
ФФОМС 0,2 0,8 1,1
ТФОМС 3,4    

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает как заемщик кредитор и гарант.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило более широкое развитие.

Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Теперь более предметно рассмотрим подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

финансы коммерческих предприятий и организаций;

финансы некоммерческих организаций;

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Финансовая система обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков. Важную роль в движении финансовых потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании и т.д.

Современная финансовая система становится глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: