Требования к испытательным лабораториям

Лекция № 14-15

Одним из важных элементов обеспечения единства измерений является создание сети аккредитованных ис­пытательных лабораторий и центров, которые отвечали бы общим критериям и требованиям для оценки правильнос­ти выдаваемых ими результатов измерений и испытаний. Это необходимо с целью:

— оценки соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, в том числе и метроло­гического характера;

— создания и стабильного воспроизведения необходи­мых условий для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности про­дукции при испытаниях установленными методами;

— взаимного признания результатов, полученных в разных лабораториях и центрах, в том числе и зарубежных. Введение в РФ международного стандарта ИСО/МЭК 17025-99 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) «Общие тре­бования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий» направлено на выполнение вышеуказанных целей и означает, что испытательные лаборатории, пре­тендующие на признание технической компетентности в проведении испытаний продукции, должны отвечать требованиям, установленным этим стандартом. Главным требованием, предъявляемым к таким испытательным лабораториям, является разработка собственных сис­тем менеджмента качества, а также административных и технических систем, применяемых для управления де­ятельностью лаборатории. Клиенты лаборатории, а также органы по аккредитации руководствуются этим стандартом при подтверждении или признании технической компе­тентности испытательных лабораторий.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 ис­пытательная лаборатория должна:

— располагать руководящим и техническим персоналом, имеющим профессиональную подготовку, полномочия и ресурсы, необходимые для выполнения своих обя­занностей;

— принимать меры, обеспечивающие действия руководс­тва и сотрудников, свободные от любого внутреннего и внешнего, финансового или другого давления и вли­яния, которые могут отрицательно влиять на качество испытаний;

— разработать процедуры, позволяющие обеспечить защиту конфиденциальности информации включая

процедуры защиты электронного хранения информа­ции и передачи результатов;

— определить организационную и управленческую струк­туру лаборатории, ее место в организации (если ла­боратория не является независимым юридическим лицом) и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными служ­бами;

— установить ответственность, полномочия и взаимо­отношения всех сотрудников, занятых в управлении, выполнении или проверке работ, влияющих на качес­тво испытаний;

— обеспечить контроль за деятельностью сотрудников, проводящих испытания, со стороны руководства ла­боратории или лиц, хорошо владеющих методами, процедурами и оценкой результатов конкретных видов испытаний;

— иметь администрацию, несущую общую ответствен­ность за техническую деятельность и предоставление необходимых ресурсов для обеспечения требуемого качества работы лаборатории;

— назначить ответственного по качеству;

— разработать, внедрить и поддерживать систему менедж­мента качества своей деятельности;

— сформулировать и документально оформить свою по­литику, задачи и свои обязательства в области качества испытаний;

— оформить процедуры, программы, инструкции систе­мы менеджмента качества в объеме, необходимом для обеспечения качества результатов испытаний, в том числе инструкции о порядке отбора и подготовки образцов продукции, о порядке обеспечения единства измерений в лаборатории (своевременная калибровка и поверка средств измерений, наличие аттестации испытательного оборудования) и т.д.

Руководство по качеству лаборатории, как правило, должно предусматривать следующие разделы:

• информационные данные о лаборатории, сведения о руководстве лаборатории, включая ответственного по качеству и ответственного за обеспечение единства измерений в лаборатории;

• политика в области качества; данный раздел должен содержать заявление о политике в области качества, определяющее обязательства руководства лаборатории, задачи функционирования системы качества и основ­ные пути их достижения;

• термины и определения;

• область деятельности лаборатории;

• структура лаборатории и кадровое обеспечение;

• сведения о помещениях лаборатории и назначении помещений, в том числе предназначенных для прове­дения специфических испытаний (например, механи­ческие испытания, биотестирование и т.д.); способы проверки их соответствия назначению и поддержание этого соответствия;

материально-техническое обеспечение — в данном разделе приводят сведения об оборудовании (в т. ч. о средствах измерений, эталонах, контрольно-изме­рительном, испытательном, лабораторном и вспомога­тельном оборудовании), используемом при проведении испытаний, о порядке ввода оборудования в эксплуа­тацию, техническом и метрологическом обслуживании (калибровке, поверке, аттестации, ремонте) с указа­нием организаций, выполняющих ремонт и поверку средств измерений, сведения о порядке аттестаций испытательного оборудования в соответствии с тре­бованиями ГОСТ Р 8.568—97, приводят информацию о стандартных образцах состава и свойств веществ и материалов, необходимых для градуировки средств измерений состава и свойств, калибровки и контроля точности результатов измерений;

• структура документации, используемой в системе менеджмента качества, и управление документацией и записями;

• документирование процедуры приема, регистрации, маркировки, перемещения, хранения и уничтожения объекта испытаний, в том числе процедуры отбора и подготовки контрольных образцов;

• требования к оформлению результатов испытаний и процедуры оформления протоколов испытаний;

• обеспечение качества результатов испытаний, где должны быть документированы процедуры управле­ния качеством, необходимые для контроля точности результатов испытаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: