Выборы, избирательные системы, электоральный процесс

Выборы как политический институт. Функции выборов в процессах воспроизводства и легитимации политических институтов. Специфика выборов в демократических и авторитарных системах. Избирательные системы. Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы. Избирательная система и электоральные циклы в современной России (становление, эволюция и роль в политическом процессе). Специфика мобилизации и электорального поведения в России. Стратегия и тактика избирательных кампаний. избирательные технологии.

Выборы — один из институтов народовластия и способ реализации политической воли граждан.Выборы способствуют следующим процессам: формированию органов власти; легитимизации власти; социализации личности; контролю за деятельностью власти со стороны граждан;✓ представительству избирателей в органах власти. В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие. Во-первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют их запросам. Во-вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов. В-третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации. К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс. Эффективность выборов зависит от целого ряда факторов, в том числе экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей в рамках правового поля.

Специфика выборов в демократических и авторитарных системах. При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том,кто (а в идеале и как) будет править государством. Основные функции выборов 1) Обеспечение легитимности органов власти;2) Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);3) Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;4) Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;5) Активизация политической социализации личности и политического участия. Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:1) Тайное голосование, обеспечивающее полную свободу изъявления воли избирателя. За его нарушение предусматривается строгое наказание;2) Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);3) Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. 4) Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);5) Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).В авторитарных государствах выборы выступают демократическим фасадом, красивой декорацией, которая прикрывает монополию на власть узкой группы лиц или одного человека. Классическим примером функционирования избирательной системы в условиях авторитарного государства является практика, существовавшая на протяжении десятилетий в СССР. планирования, социальный контроль, который не оставляет места для индивидуальной автономии и свободы, всесильная и абсолютная власть КПСС пронизывала все сферы жизни общества. Осуществление такой практики было типичным не только для политических режимов стран бывшего "социалистического лагеря", но и для Пакистана, Индонезии, Филиппин и некоторых других стран. Кроме того, авторитарный режим, не будучи склонным делиться реальной властью, может, прибегая к обещаний демократических изменений, намеренно скомпрометировать движение за демократические выборы, выявить демократическую оппозицию, чтобы впоследствии расправиться с ней.

Взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе конкретных правил, которые называются избирательной системой, или избирательным режимом (их еще называют электоральной системой). Это те правила, с помощью которых подданные назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не являются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим.
Основными электоральными системами, используемыми в различных странах с теми или иными модификациями, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.При мажоритарной системе (основанной на принципе большинства) от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (т. е. 50% + 1 голос) и относительным (т. е. больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур (например, в Великобритании), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов.В тех же странах (например, во Франции), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвующих в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, за которого отдано относительное большинство голосов избирателей. В ряде стран (например, в США), если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает в парламенте то число мест, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (применяется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте то количество мест, которое пропорционально набранному на выборах числу голосов.В ряде стран (включая Россию) существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в Германии одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага - на основе пропорциональной системы по партийным спискам. Различия между пропорциональной и мажоритарной системами М. Дюверже усматривал в том, что они формируют различные партийные системы. Взаимосвязь электоральной и партийной систем он выразил в следующих социологических законах:1) мажоритарная система в один тур способствует установлению двух партийности с чередованием независимых партий;2) мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению многочисленных, относительно стабильных партий в две коалиции;3) пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности, т. е. становлению системы многочисленных и независимых партий.

Избирательная система и электоральные циклы в современной России (становление, эволюция и роль в политическом процессе). Партийная система как политический институт формируется в ходе электоральных циклов.электоральные циклы в современной России по выборам депутатов Госдумы РФ соответствуют 1993, 1995, 1999 и 2003 годам.2007 году (При отсутствии форс-мажорных обстоятельств, к которым можно отнести роспуск Госдумы РФ и досрочные выборы). Так как избирательное законодательство субъектов РФ принималось в различные годы, то соответственно и электоральные циклы в регионах РФ соответствуют различным годам в зависимости от времени избрания первых региональных легислатур. Соответственно целесообразно выделять - первый электоральный цикл выборов (1993 - 1996 гг.); второй (1996 - 2000 гг.); третий (2000 - 2004 гг.), четвертый (2004-2008 гг.) пятый (2008-2012) Второй электоральный цикл в России, включавший в себя выборы депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999 г. и выборы Президента России 26 марта 2000 г., завершил процесс «учредительных выборов», начатый в ходе перестройки (выборы 1989 - 1991 гг.) и первого электорального цикла 1993 - 1996 гг. Окончание второго электорального цикла также обозначило конец процесса трансформации политического режима в России. Страна миновала переходный период, то есть этап смены одного политического режима другим. Настало время подводить итоги как «учредительных выборов», так и в целом трансформационного процесса.Второй электоральный цикл в «новых демократиях» (к которым, с известными оговорками, зачастую причисляют и Россию) имеет едва ли не большее значение для политической трансформации, чем первый цикл «учредительных выборов», имевших место после падения недемократических режимов. В самом деле, свержение недемократического режима, каким бы путем оно ни происходило, отнюдь не гарантирует возникновение демократии.В то время как первый электоральный цикл обычно связывается с установлением нового политического режима, второй цикл знаменует собой этап его консолидации. В данном случае термин «консолидация» понимается минималистски и означает отсутствие значимых внутриполитических акторов, способных к изменению режима без согласия на это других акторов[По итогам избирательного цикла 1999-2000 гг. (так же, как и по итогам избирательного цикла 1993-1996 гг.) политический режим в России можно описать, выделив следующие его особенности. Во-первых, это моноцентризм (наличие доминирующего актора, достижению целей которого не способны препятствовать все другие акторы, вместе взятые). Во-вторых, преобладание неформальных политических институтов над формальными1. В-третьих, преобладание компромиссных стратегий взаимодействия доминирующего и остальных (подчиненных) акторов при отсутствии шансов прихода к власти политической оппозиции. Результаты электорального цикла 2011–2012 годов и его политические последствия стали неожиданными для большинства участников и наблюдателей российского политического процесса. В преддверии кампании практически все оценки строились на том, что «партия власти» «Единая Россия» («ЕР»), опираясь на государственный аппарат на всех уровнях, доминирование в СМИ и поддержку популярных в глазах населения лидеров страны, без особого труда получит подавляющее большинство мест в Государственной Думе. Тем самым, как предполагалось, она откроет дорогу триумфальному возвращению Владимира Путина в кресло главы государства в марте 2012-г. [2] Однако исход думского голосования 4 декабря 2011 года обманул эти ожидания. В то время как, согласно официальным данным, «ЕР» набрала 49,3% голосов избирателей, Вслед за голосованием по стране прокатилась волна акций протеста, которая была отмечена невиданным для постсоветской России размахом массовой мобилизации: митинги в Москве собрали многие десятки тысяч участников. Однако к президентским выборам 4 марта 2012 года властям удалось восстановить контроль над ситуацией и, используя все доступные им способы, добиться необходимого исхода голосования. По официальным данным, Путин набрал 63,6% голосов на фоне многочисленных злоупотреблений в ходе кампании и при подведении итогов. Предпринятое вслед за этим наступление властей на оппозицию было призвано вернуть страну к прежнему status quo. Тем не менее, в результате электорального цикла 2011–2012 годов российский авторитарный режим понес ощутимые потери

Электоральное поведение - совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах. Для того чтобы описать влияние, которое оказывают полномочия выборных институтов на электоральное поведение, Рейф и Шмидт ввели понятие выборов “первого” и “второго порядка”. “Выборы первого порядка” предлагают избирателям сделать выбор в пользу того, кто должен управлять страной, что является более важным в отношении политических результатов.Эта категория включает парламентские выборы в парламентских системах и президентские - в президентских. “Выборы второго порядка”, напротив, менее значимы, поскольку, несмотря на то, что они способны оказать влияние на партийную политику, они определяют формирование менее значимых государственных учреждений, таких, например, как законодательные собрания в президентских системах. “Выборы второго порядка” обладают несколькими общими особенностями:- более низкий уровень участия по сравнению с выборами “первого порядка”: поскольку политическая ставка невысока, меньшее количество граждан утруждает себя участием в голосовании;- в “выборах второго порядка” результат определяется в большей степени популярностью национальных партий в данной стране, чем обращением к вопросам сиюминутной политики или личностями индивидуальных кандидатов в ходе электоральных кампаний;- в “выборах второго порядка” часто наблюдается модель “протестного голосования”, ведущая к неудаче правящей партии, поскольку население рассматривает соревнование как возможность выразить протест администрации;- как правило, выгоду от любого протестного голосования против правительства получают оппозиционные.Таким образом, можно предположить, что электоральное поведение на выборах “второго порядка” определяется главным образом “инструментальной мотивацией”. Инструментальная (или экономическая) теория электорального поведения утверждает, что выбор избирателя основывается на прагматических расчетах, исходя из которых избиратели либо наказывают правительство за проведение неудачной политики, либо поощряют его в случае, если эта политика с их точки зрения оказалась успешной.

Стратегия и тактика избирательных кампаний. Проект избирательной кампании должен включать, две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали заданного кандидата (стратегия), вторая — в какой форме это сделать (тактика). Исходя из этого разграничения осуществляется и практическая деятельность по организации и проведению избирательной кампании. Соответственно, используемые избирательные технологии, как уже упоминалось, можно разделить на стратегические и тактические.
Предложенное разграничение стратегии и тактики избирательной кампании не безупречно. В частности, что касается различных рекламных материалов (листовок, плакатов, буклетов, календарей, видеороликов и т.д.), то здесь важны не только форма, но и содержание. В этом случае целесообразно использовать следующий дополнительный критерий: то, что требует для своей разработки привлечения конкретных специалистов (журналистов, фотографов, художников, специалистов по рекламе, клипмейкеров и др.), следует отнести к тактике.
В соответствии с широко распространенной точкой зрения под стратегией следует понимать совокупность целей и задач какого-либо вида деятельности, а под тактикой — совокупность способов достижения целей и решения задач. Такая трактовка стратегии и тактики в целом соотносима и с избирательной кампанией. Однако, она недостаточно инструментальна. Предположим, в выборах участвуют два кандидата, и цель каждого — победа. Чем в таком случае будут кардинально отличаться стратегии их избирательных кампаний? Если же рассматривать стратегию как содержательную составляющую кампании, то такие различия проявятся. Итак, стратегия избирательной кампании — это ее содержательная составляющая, на которой строятся организация и проведение всей кампании.
Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия, оказываемого на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.
В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Но поскольку избирательные технологии относятся к группе технологий маркетингового типа, формированию имиджа предшествует изучение предпочтений избирателей. Однако начинать следует не с исследования электорального рынка, ас целей кампании.
Определение целей избирательной кампании, строго говоря, находится за пределами области стратегии. Собственно, стратегия и тактика кампании разрабатываются исходя из поставленных целей. Если все последующие мероприятия относятся к компетенции различных специалистов, то цель кампании определяет сам кандидат. Правда, руководитель кампании должен определить, насколько достижима и каких ресурсов потребует эта цель.
Наиболее естественная для избирательной кампании цель — победа на выборах. В рамках информационно-аналитического обеспечения кампании можно выделить два направления:
1) исследование округа накануне выборов, т.е. за несколько месяцев до их назначения.

2) обеспечение информационно-аналитической поддержки идущей избирательной кампании. Речь идет о получении информации, позволяющей оценить степень эффективности проводимой кампании.Полученная в ходе исследований информация позволяет убедиться в том, что люди не представляют собой некую однородную массу, — это множество индивидов, различающихся своими убеждениями, ценностными ориентациями, предпочтениями, интересами и т.п. Совершенно ясно, что одни и те же параметры образа кандидата не могут быть в равной мере привлекательными сразу для всех.Сегментирование электората — это выделение групп избирателей, ведущих себя одинаково по отношению к «товару», т.е. кандидату или политической партии:

1.твердые сторонники;
2) нетвердые сторонники;
3) безразлично настроенные граждане;
4) негативно настроенные граждане;
5) нетвердые противники;
6) твердые противники;
7) лишние сторонники — это те, чья поддержка ослабляет позиции кандидата или даже дискредитирует его.

Задача политических технологов состоит в том, чтобы удержать в поле своего внимания первые две группы, привлечь на свою сторону третью и четвертую и нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к оставшимся группам. Особенно важными с точки зрения достижения успеха в избирательной кампании являются те группы, которые не определились с выбором

Избирательные технологии – явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом – комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных компаний.Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:

· сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников; (позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (проблемы здравоохранения, экономики, обороны).

· оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;

· непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;

· планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: