Сложноподчиненное предложение – это _________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной. Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной.
При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.
Дифференциальные признаки СПП:
1) ________________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________________
2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:
2) союзные слова - реляты;
3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;
4) опорные (контактные) слова;
5) порядок предикативных частей;
6) интонация;
7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);
8) типизированные лексические элементы;
9) параллелизм строения;
10) неполнота одной из частей.
1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.
Они характеризуются:
1) по структуре: _____________________________________________________________________
2) по месту в предложении: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3) по значению:
а) __________________________________________________________________________________
Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.
б) ___________________________________________________________________________________
ЧТО:
Я не знал, что он вернулся.
Так грустно, что плакать хочется.
Девица плачет, что роса падает.
ЧТОБЫ:
Я просил, чтобы не мешали.
Я выключил телефон, чтобы не мешали.
2. Союзные слова – ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).
При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.
3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.
Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:
А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).
Корреляты обычно выражены ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать ( Есенин ).
5. Порядок предикативных частей:
1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
2) нефиксированный __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Интонация - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.
Типы позиций придаточных частей:
1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой.
3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.
Гибкой называется структура, ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Негибкой называется структура, _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ПЛАН
1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.
2. Функциональная классификация СПП.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.
3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.
5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.
ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.
1. Функциональная классификация СПП.
Сущность подхода в том, что СП уподоблялось простому, а придаточных частей – членам простого предложения. Поэтому признавалось, что функция придаточной части аналогична функции члена предложения.
Эта классификация сложилась в I пол. ХIХ в. и существует до настоящего времени.
Истоки ее восходят к «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831), «Практической грамматике» Н.И. Греча. (1834). Значительный вклад в развитие этой классификации внес Ф.И. Буслаев (Опыт исторической грамматики русского языка – 1858).
Сам термин «придаточное предложение» в научный обиход ввел Греч. Востоков выделил придаточные определительные и дополнительные, позже Буслаев описал придаточные подлежащные и обстоятельственные. А после Буслаева стали выделять и придаточные сказуемные.
Тип придаточного предложения определялся двояким путем:
А) если в главной части было соотносительное слово – местоимение, то тип придаточной определялся по синтаксической функции соотносительного слова:
Для него имело цену лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения. – ________________
Он ценил лишь то, что с трудом завоевывал. – _______________________________________
Горизонт – это то, что может охватить наш глаз на земле – ___________________________
Я долго искал то место, где мы расстались – ________________________________________
Б) если в главной части соотносительного слова не было, то в соответствии с тем, какой отсутствующий член замещается придаточным предложением;
Мать удивилась, что я так быстро вернулся – ______________________________________
Мать удивило, что я так быстро вернулся – _________________________________________
Т.О., виды придаточных определяются по тем функциям, которые они выполняют по отношению к главной части. При этом важную роль играет вопрос, который ставится от главного предложения к придаточному.
Эта классификация получила широкое распространение в научной грамматике и в школьной практике, господствовала до 60-х годов XX в. Наиболее полно она представлена в Академической грамматике 50-х годов, в учебниках А.Н. Гвоздева, А.Г. Руднева. В школьной практике в настоящее время она представлена в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.
Современные исследователи отмечают достоинства и недостатки данной классификации:
Достоинства:
Белошапкова: «классификация рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы». Действительно, между членами простого предложения и придаточными частями СПП наблюдается отношения синонимии: Он представил, как летом поедет в деревню – Он представил летнюю поездку в деревню.
Раскрытие такого параллелизма функций, одномерности синтаксических конструкций было существенным шагом в характеристике общей синтаксической системы русского языка. Утверждение изоморфизма синтаксических конструкций обеспечило этой классификацию популярность в научных грамматиках и в школьной практике. Особенно она удобна для изучения РЯ как иностранного.
В то же время отмечаются и недостатки классификации:
1) сходством функций с членами предложения обладают не все придаточные: нет членов предложения, соответствующих придаточным следствия, присоединительным, некоторым сравнительным, уступительным; эти значения выражаются именно придаточными частями.
2) к одному типу оказываются отнесенными предложения, далеко не равнозначные и в семантическом, и в структурном отношении:
Он представил, как летом поедет в деревню – ____________________________________
Он собрал все, что нужно в дороге. - _____________________________________________
3) с другой стороны, предложения, идентичные по содержанию и структуре, оказываются разными по характеристике:
Выражение лица у него было такое, будто он чем-то удивлен – _____________________
У него было такое выражение лица, будто он чем-то удивлен. – ____________________
Собрали всё, что нужно в дороге. – _____________________________________________
Собрано всё, что нужно в дороге. - _____________________________________________
Эта классификация называется функциональной, т.к. она учитывает функцию членов предложения, с которыми соотносится придаточное предложение. Еще ее называют традиционной, иногда логико-грамматической (логико-смысловой, логико-семантической).
2. Формально-грамматическая классификация.
Основоположником данной классификации является А.М. Пешковский. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) он дифференцирует СПП в зависимости от основных средств связи: союзов и союзных слов. Соответственно, выделяются два типа СПП:
1) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзов;
2) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзных слов.
Внутри этих групп осуществляется семантическая дифференциация союзных слов и союзов.
Так, в предложениях с союзными словами различаются два подтипа:
- косвенно-вопросительное подчинение (с союзными словами куда, зачем, кто, что, почему …): Не сказал + куда едет, зачем, с кем, что взял…
- собственно относительно подчинение (с союзными словами который, что, кто …): Вечером приехали гости, которых долго ждали // что обрадовало всех…
Далее в классификации описываются смысловые отношения, которые реализуются конкретным союзным словом Например, союзным словом куда:
Куда нитка, туда и иголка – ___________________________________________________
То место, куда мы пришли, показалось знакомым – _________________________________
Я знаю, куда вы спешите – ______________________________________________________
СПП, придаточные которых присоединяются союзами, делятся далее по союзам причинным, целевым, следственным, изъяснительным и т.д. При этом подробно описывается семантика союзов и те смысловые отношения, которые складываются между частями.
Положительная сторона классификации в том, что она показала важность средств связи придаточной и главной частей. Но эта классификация ориентируется только на формальный признак (средства связи), при этом практически не учитываются структура и семантика главной и придаточной частей. Поэтому данная классификация не получила широкого распространения. Она представлена в «Курсе русского литературного языка» Л.А. Булаховского (1952), в вузовском учебнике «Современный русский литературный язык: Синтаксис» (1958) – раздел написан А.Б. Шапиро. В 20-е годы XX века использовалась и в школьной практике.
3. Структурно-семантическая классификация.
Данная классификация пришла на смену функциональной в 60-е годы XX века.
Впервые принципы описания СП с точки зрения структуры и семантики предложил Василий Алексеевич Богородицкий ( «Общий курс русской грамматики», 1935). Он отказался от взгляда на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения.
По его мнению, при исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду:
1) к чему относится;
2) какие формальные слова применяются (а также и др. средства - интонация);
3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям, а не тому или иному члену главного предложения.
На основе названных признаков Богородицкий создал развернутую классификацию придаточных предложений, при этом в его системе преобладает семантический подход.
Дальнейшее развитие структурно-семантическая классификация получила в работах Н.С. Поспелова (статья «Сложноподчиненное предложение и его структурные типы» // Вопросы языкознания – 1959), затем в работах Л.Ю, Максимова, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой. Она представлена в «Грамматике современного русского литературного языка» – 70, «Русской грамматике» -80. Получила широкое распространение в вузовской и школьной практике (типовой школьный учебник). При этом следует отметить, что структурно-семантический подход реализуется в нескольких вариантах конкретных классификаций.
Вопрос 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПП
Функциональная классификация основывается на соотнесении придаточных частей с членами простого предложения. При определении типов придаточных принимают во внимание следующие моменты: 1) какой отсутствующий член замещается придаточным предложением; 2) какой местоименный член предложения нуждается в раскрытии.
Чтобы определить тип придаточной части, следует ответить на ряд вопросов:
1) __________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________________
ПРИДАТОЧНЫЕ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ
То, чем я горд, тебя пугает (Майков).
Каждый, кто принес на землю талант, живет под его влиянием.
Стало аксиомой, что лучшая школа писателя – жизнь.
1) К чему относятся?____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Если в главной части отсутствует подлежащее, оказываются размытыми границы между подлежащим и дополнением, поэтому подлежащные придаточные приобретают дополнительные оттенки значения: объектные, обстоятельственные. Это бывает в нескольких случаях:
1) если сказуемое в главной части выражено категорией состояния (видно, слышно, нужно): Слышно было, как дождь усиливался.
2) если сказуемое выражено кратким страдательным причастием или глаголом: (сообщено, написано, сообщается, рассказывается): Сообщено, что этот вопрос уже обсуждался.
ПРИДАТОЧНЫЕ СКАЗУЕМНЫЕ
Хороший человек – это тот, кому можно доверять.
Каков вопрос, таков и ответ.
Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.
1) К чему относятся? ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
При этом часто устанавливаются соотношения: тот-кто, то – что, таков – каков, такой – какой.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Мы вышли к плотине, которая оказалась почти разрушенной.
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Не было еще такого случая, чтобы он не пришел.
В том вагоне, куда мы вошли, было накурено.
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы_________________________________________________________
3) присоединяются ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Определительное придаточное располагается обычно после существительного, которое оно определяет. Но иногда оно может быть отделено от определяемого слова рядом подчиненных этому существительному слов:
История происхождения слова, которая описана в монографии, оказалась чрезвычайно интересной.
ПРИДАТОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
Мы должны заботиться о тех, кто в нас верит.
Княгиня сказала, будто мое лицо ей знакомо.
Я рад, что вы вернулись.
Жаль, что я не имею еще этого права.
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Иногда наблюдается совмещение значений:
1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________
2) Мысль, что всё было потеряно, не давала мне покоя.
Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Различны по семантике:
1) Когда наступил вечер, все собрались в гостиной. _______________________________________
2) Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.________________________________
3) Трава растет быстро, потому что много влаги._______________________________________
4) Чтобы не проспать, заведи будильник. ________________________________________________
5) Не жалко сил, если они дают такие результаты. ______________________________________
6) Он вел себя так, как рекомендовал врач. _______________________________________________
7) Сообщение так огорчило его, что он не мог дальше работать. ___________________________
8) В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник свежий ветер. ____________________
9) Внезапно налетел ветер, так что свечу задуло. ________________________________________
10) Хотя было темно, мы не прекращали поисков. ________________________________________
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
ЛЕКЦИИ № 5-6. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПЛАН
1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры, их сопоставительная характеристика.
2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.
3. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их виды и разновидности. Разные подходы к выделению отдельных видов придаточных.
4. Трудности в определении видов придаточных в отдельных СПП.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.Г. Бархударова или М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
3. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
6. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.
ВОПРОС 1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной
структуры, их сопоставительная характеристика
В зависимости от того, что придаточная часть поясняет в главной, СПП делятся на: СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры.
Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры - ____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры - _____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки | СПП нерасчлененной структуры | СПП расчлененной структуры |
1) к чему относится в главной части | ||
2) степень спаянности частей | ||
3) с помощью чего присоединяются |
ВОПРОС 2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры,
их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.
В учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова, пособии под ред. Е.И. Дибровой выделяются 4 типа СПП нерасчлененной структуры:
1. СПП с придаточными присубстантивно-атрибутивными:
Есть люди, которым определено природой чувствовать себя везде до ма (Кураев).
Он посмотрел на солнце, что слепило глаза.
Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.
Основные характеристики придаточной части:
1) поясняет в главной ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2) отвечает на вопрос _________________________________________________________________
3) присоединяется ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Придаточная часть занимает фиксированную постпозицию по отношению к определяемому слову.
В зависимости от особенностей строения эти предложения представлены двумя разновидностями:
1) _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные _________________________ ____ 2. СПП с придаточными изъяснительно-объектными:
Скажи, чтобы выключили свет.
Бухгалтер долгое время стоял столбом, соображая, что бы это значило (Булгаков).
Основные характеристики придаточной части:
1) поясняет в главной _________________________________________________________________
2) отвечает на вопрос ________________________________________________________________
3) присоединяется ___________________________________________________________________
Опорными словами могут быть:
1) говорить, сказать, думать, чувствовать, видеть, казаться, понять … - ___________________
____________________________________________________________________________________
2) доволен, рад, убежден, уверен, прав, согласен, виноват, счастлив … - ______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) стыдно, страшно, жаль, больно, видно, слышно, нужно …- ______________________________
____________________________________________________________________________________
4) слух, сообщение, известие, угроза, сознание, мысль, убеждение., уверенность, чувство … - _____
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5) дать слово, сделать вид, иметь в виду, подать знак … __________________________________
____________________________________________________________________________________
В зависимости от средств связи изъяснительно-объектные придаточные представлены 2 группами:
1) ___________________________________________________________________________
Присоединяются союзами что, как, будто, как будто, чтобы, если бы, союзом-частицей ли. В них выражается сообщение или косвенное побуждение: Я всегда твердил, что судьба – игра. Он спросил, успеем ли мы вернуться.
2) ___________________________________________________________________________
Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями – кто, что, чей, какой, который, каков; наречиями – где, куда, откуда, когда, как, отчего, почему, зачем: Никто не знает, чья рука положила эти цветы. Егорушка оглядывался и никак не понимал, откуда эта странная песня.
Придаточные части обычно занимают постпозицию по отношению к определяемым (опорным) словам. Но иногда придаточная часть может стоять перед главной, если нужно актуализировать информацию, в ней содержащуюся:
Кто будет на выставке, нам неизвестно.
В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные ___________________________