Вопрос. Определение СПП, его дифференциальные признаки

Сложноподчиненное предложение – это _________________________________________

____________________________________________________________________________________

Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной. Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной.

При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.

Дифференциальные признаки СПП:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________

2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:

1) подчинительные союзы;

2) союзные слова - реляты;

3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;

4) опорные (контактные) слова;

5) порядок предикативных частей;

6) интонация;

7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);

8) типизированные лексические элементы;

9) параллелизм строения;

10) неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.

Они характеризуются:

1) по структуре: _____________________________________________________________________

2) по месту в предложении: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3) по значению:

а) __________________________________________________________________________________

Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.

б) ___________________________________________________________________________________

ЧТО:

Я не знал, что он вернулся.

Так грустно, что плакать хочется.

Девица плачет, что роса падает.

ЧТОБЫ:

Я просил, чтобы не мешали.

Я выключил телефон, чтобы не мешали.

2. Союзные слова – ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).

При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.

3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.

Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:

А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).

Корреляты обычно выражены ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать ( Есенин ).

5. Порядок предикативных частей:

1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

2) нефиксированный __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Интонация - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.

Типы позиций придаточных частей:

1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.

2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой.

3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.

Гибкой называется структура, ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Негибкой называется структура, _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПЛАН

1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.

2. Функциональная классификация СПП.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.

5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.

ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.

1. Функциональная классификация СПП.

Сущность подхода в том, что СП уподоблялось простому, а придаточных частей – членам простого предложения. Поэтому признавалось, что функция придаточной части аналогична функции члена предложения.

Эта классификация сложилась в I пол. ХIХ в. и существует до настоящего времени.

Истоки ее восходят к «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831), «Практической грамматике» Н.И. Греча. (1834). Значительный вклад в развитие этой классификации внес Ф.И. Буслаев (Опыт исторической грамматики русского языка – 1858).

Сам термин «придаточное предложение» в научный обиход ввел Греч. Востоков выделил придаточные определительные и дополнительные, позже Буслаев описал придаточные подлежащные и обстоятельственные. А после Буслаева стали выделять и придаточные сказуемные.

Тип придаточного предложения определялся двояким путем:

А) если в главной части было соотносительное слово – местоимение, то тип придаточной определялся по синтаксической функции соотносительного слова:

Для него имело цену лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения. – ________________

Он ценил лишь то, что с трудом завоевывал. – _______________________________________

Горизонт – это то, что может охватить наш глаз на земле – ___________________________

Я долго искал то место, где мы расстались – ________________________________________

Б) если в главной части соотносительного слова не было, то в соответствии с тем, какой отсутствующий член замещается придаточным предложением;

Мать удивилась, что я так быстро вернулся – ______________________________________

Мать удивило, что я так быстро вернулся – _________________________________________

Т.О., виды придаточных определяются по тем функциям, которые они выполняют по отношению к главной части. При этом важную роль играет вопрос, который ставится от главного предложения к придаточному.

Эта классификация получила широкое распространение в научной грамматике и в школьной практике, господствовала до 60-х годов XX в. Наиболее полно она представлена в Академической грамматике 50-х годов, в учебниках А.Н. Гвоздева, А.Г. Руднева. В школьной практике в настоящее время она представлена в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.

Современные исследователи отмечают достоинства и недостатки данной классификации:

Достоинства:

Белошапкова: «классификация рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы». Действительно, между членами простого предложения и придаточными частями СПП наблюдается отношения синонимии: Он представил, как летом поедет в деревню – Он представил летнюю поездку в деревню.

Раскрытие такого параллелизма функций, одномерности синтаксических конструкций было существенным шагом в характеристике общей синтаксической системы русского языка. Утверждение изоморфизма синтаксических конструкций обеспечило этой классификацию популярность в научных грамматиках и в школьной практике. Особенно она удобна для изучения РЯ как иностранного.

В то же время отмечаются и недостатки классификации:

1) сходством функций с членами предложения обладают не все придаточные: нет членов предложения, соответствующих придаточным следствия, присоединительным, некоторым сравнительным, уступительным; эти значения выражаются именно придаточными частями.

2) к одному типу оказываются отнесенными предложения, далеко не равнозначные и в семантическом, и в структурном отношении:

Он представил, как летом поедет в деревню – ____________________________________

Он собрал все, что нужно в дороге. - _____________________________________________

3) с другой стороны, предложения, идентичные по содержанию и структуре, оказываются разными по характеристике:

Выражение лица у него было такое, будто он чем-то удивлен – _____________________

У него было такое выражение лица, будто он чем-то удивлен. – ____________________

Собрали всё, что нужно в дороге. – _____________________________________________

Собрано всё, что нужно в дороге. - _____________________________________________

Эта классификация называется функциональной, т.к. она учитывает функцию членов предложения, с которыми соотносится придаточное предложение. Еще ее называют традиционной, иногда логико-грамматической (логико-смысловой, логико-семантической).

2. Формально-грамматическая классификация.

Основоположником данной классификации является А.М. Пешковский. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) он дифференцирует СПП в зависимости от основных средств связи: союзов и союзных слов. Соответственно, выделяются два типа СПП:

1) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзов;

2) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзных слов.

Внутри этих групп осуществляется семантическая дифференциация союзных слов и союзов.

Так, в предложениях с союзными словами различаются два подтипа:

- косвенно-вопросительное подчинение (с союзными словами куда, зачем, кто, что, почему …): Не сказал + куда едет, зачем, с кем, что взял…

- собственно относительно подчинение (с союзными словами который, что, кто …): Вечером приехали гости, которых долго ждали // что обрадовало всех…

Далее в классификации описываются смысловые отношения, которые реализуются конкретным союзным словом Например, союзным словом куда:

Куда нитка, туда и иголка – ___________________________________________________

То место, куда мы пришли, показалось знакомым – _________________________________

Я знаю, куда вы спешите – ______________________________________________________

СПП, придаточные которых присоединяются союзами, делятся далее по союзам причинным, целевым, следственным, изъяснительным и т.д. При этом подробно описывается семантика союзов и те смысловые отношения, которые складываются между частями.

Положительная сторона классификации в том, что она показала важность средств связи придаточной и главной частей. Но эта классификация ориентируется только на формальный признак (средства связи), при этом практически не учитываются структура и семантика главной и придаточной частей. Поэтому данная классификация не получила широкого распространения. Она представлена в «Курсе русского литературного языка» Л.А. Булаховского (1952), в вузовском учебнике «Современный русский литературный язык: Синтаксис» (1958) – раздел написан А.Б. Шапиро. В 20-е годы XX века использовалась и в школьной практике.

3. Структурно-семантическая классификация.

Данная классификация пришла на смену функциональной в 60-е годы XX века.

Впервые принципы описания СП с точки зрения структуры и семантики предложил Василий Алексеевич Богородицкий ( «Общий курс русской грамматики», 1935). Он отказался от взгляда на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения.

По его мнению, при исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду:

1) к чему относится;

2) какие формальные слова применяются (а также и др. средства - интонация);

3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям, а не тому или иному члену главного предложения.

На основе названных признаков Богородицкий создал развернутую классификацию придаточных предложений, при этом в его системе преобладает семантический подход.

Дальнейшее развитие структурно-семантическая классификация получила в работах Н.С. Поспелова (статья «Сложноподчиненное предложение и его структурные типы» // Вопросы языкознания – 1959), затем в работах Л.Ю, Максимова, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой. Она представлена в «Грамматике современного русского литературного языка» – 70, «Русской грамматике» -80. Получила широкое распространение в вузовской и школьной практике (типовой школьный учебник). При этом следует отметить, что структурно-семантический подход реализуется в нескольких вариантах конкретных классификаций.

Вопрос 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПП

Функциональная классификация основывается на соотнесении придаточных частей с членами простого предложения. При определении типов придаточных принимают во внимание следующие моменты: 1) какой отсутствующий член замещается придаточным предложением; 2) какой местоименный член предложения нуждается в раскрытии.

Чтобы определить тип придаточной части, следует ответить на ряд вопросов:

1) __________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________________

ПРИДАТОЧНЫЕ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ

То, чем я горд, тебя пугает (Майков).

Каждый, кто принес на землю талант, живет под его влиянием.

Стало аксиомой, что лучшая школа писателя – жизнь.

1) К чему относятся?____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Если в главной части отсутствует подлежащее, оказываются размытыми границы между подлежащим и дополнением, поэтому подлежащные придаточные приобретают дополнительные оттенки значения: объектные, обстоятельственные. Это бывает в нескольких случаях:

1) если сказуемое в главной части выражено категорией состояния (видно, слышно, нужно): Слышно было, как дождь усиливался.

2) если сказуемое выражено кратким страдательным причастием или глаголом: (сообщено, написано, сообщается, рассказывается): Сообщено, что этот вопрос уже обсуждался.

ПРИДАТОЧНЫЕ СКАЗУЕМНЫЕ

Хороший человек – это тот, кому можно доверять.

Каков вопрос, таков и ответ.

Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

1) К чему относятся? ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

При этом часто устанавливаются соотношения: тот-кто, то – что, таков – каков, такой – какой.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Мы вышли к плотине, которая оказалась почти разрушенной.

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Не было еще такого случая, чтобы он не пришел.

В том вагоне, куда мы вошли, было накурено.

1) К чему относятся? ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы_________________________________________________________

3) присоединяются ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Определительное придаточное располагается обычно после существительного, которое оно определяет. Но иногда оно может быть отделено от определяемого слова рядом подчиненных этому существительному слов:

История происхождения слова, которая описана в монографии, оказалась чрезвычайно интересной.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Мы должны заботиться о тех, кто в нас верит.

Княгиня сказала, будто мое лицо ей знакомо.

Я рад, что вы вернулись.

Жаль, что я не имею еще этого права.

1) К чему относятся? ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Иногда наблюдается совмещение значений:

1) Известно, что слоны в диковинку у нас.

Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________

2) Мысль, что всё было потеряно, не давала мне покоя.

Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Различны по семантике:

1) Когда наступил вечер, все собрались в гостиной. _______________________________________

2) Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.________________________________

3) Трава растет быстро, потому что много влаги._______________________________________

4) Чтобы не проспать, заведи будильник. ________________________________________________

5) Не жалко сил, если они дают такие результаты. ______________________________________

6) Он вел себя так, как рекомендовал врач. _______________________________________________

7) Сообщение так огорчило его, что он не мог дальше работать. ___________________________

8) В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник свежий ветер. ____________________

9) Внезапно налетел ветер, так что свечу задуло. ________________________________________

10) Хотя было темно, мы не прекращали поисков. ________________________________________

1) К чему относятся? ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

ЛЕКЦИИ № 5-6. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПЛАН

1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры, их сопоставительная характеристика.

2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.

3. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их виды и разновидности. Разные подходы к выделению отдельных видов придаточных.

4. Трудности в определении видов придаточных в отдельных СПП.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.Г. Бархударова или М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

3. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

ВОПРОС 1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной

структуры, их сопоставительная характеристика

В зависимости от того, что придаточная часть поясняет в главной, СПП делятся на: СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры - ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры - _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дифференциальные признаки:

Признаки СПП нерасчлененной структуры СПП расчлененной структуры
1) к чему относится в главной части    
2) степень спаянности частей    
3) с помощью чего присоединяются    

ВОПРОС 2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры,

их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.

В учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова, пособии под ред. Е.И. Дибровой выделяются 4 типа СПП нерасчлененной структуры:

1. СПП с придаточными присубстантивно-атрибутивными:

Есть люди, которым определено природой чувствовать себя везде до ма (Кураев).

Он посмотрел на солнце, что слепило глаза.

Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.

Основные характеристики придаточной части:

1) поясняет в главной ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2) отвечает на вопрос _________________________________________________________________

3) присоединяется ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Придаточная часть занимает фиксированную постпозицию по отношению к определяемому слову.

В зависимости от особенностей строения эти предложения представлены двумя разновидностями:

1) _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные _________________________ ____ 2. СПП с придаточными изъяснительно-объектными:

Скажи, чтобы выключили свет.

Бухгалтер долгое время стоял столбом, соображая, что бы это значило (Булгаков).

Основные характеристики придаточной части:

1) поясняет в главной _________________________________________________________________

2) отвечает на вопрос ________________________________________________________________

3) присоединяется ___________________________________________________________________

Опорными словами могут быть:

1) говорить, сказать, думать, чувствовать, видеть, казаться, понять … - ___________________

____________________________________________________________________________________

2) доволен, рад, убежден, уверен, прав, согласен, виноват, счастлив … - ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) стыдно, страшно, жаль, больно, видно, слышно, нужно …- ______________________________

____________________________________________________________________________________

4) слух, сообщение, известие, угроза, сознание, мысль, убеждение., уверенность, чувство … - _____

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5) дать слово, сделать вид, иметь в виду, подать знак … __________________________________

____________________________________________________________________________________

В зависимости от средств связи изъяснительно-объектные придаточные представлены 2 группами:

1) ___________________________________________________________________________

Присоединяются союзами что, как, будто, как будто, чтобы, если бы, союзом-частицей ли. В них выражается сообщение или косвенное побуждение: Я всегда твердил, что судьба – игра. Он спросил, успеем ли мы вернуться.

2) ___________________________________________________________________________

Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями – кто, что, чей, какой, который, каков; наречиями – где, куда, откуда, когда, как, отчего, почему, зачем: Никто не знает, чья рука положила эти цветы. Егорушка оглядывался и никак не понимал, откуда эта странная песня.

Придаточные части обычно занимают постпозицию по отношению к определяемым (опорным) словам. Но иногда придаточная часть может стоять перед главной, если нужно актуализировать информацию, в ней содержащуюся:

Кто будет на выставке, нам неизвестно.

В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные ___________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow