Печорское море

Обская губа

Карское море

Море Лаптевых

Порт «Тикси» (точка 1 на рис.1) уже не отправляет нефть на экспорт по Северному морскому пути, хотя с 2000 по 2002 г именно отсюда нефть с Талаканского месторождения, расположенного на суше, направлялась в Роттердам танкерами дедвейтом в 20 тыс.т. (сначала нефть перекачивалась по временному трубопроводу до терминала «Витим» на берегу р. Лена, оттуда речными танкерами дедвейтом 2 тыс.т. в Тикси).

В настоящее время месторождение переориентировано на трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) для масштабных поставок в страны Азиатско Тихоокеанского региона (АТР).

Ещё совсем недавно «Роснефть» планировала к 2008 г. построить нефтепровод мощностью 30 млн.т. в год от группы Ванкорских месторождений в Западной Сибири до «Дудинки» (точка 2 на рис.1) и «Диксона» (точка 3 на рис.25) с одновременным строительством берегового терминала (БТ) в Диксоне; тем более, что Дудинка в последние годы уже поставляла на экспорт танкерами 20 – 40 тыс.т нефти.

Но в 2006 г. было принято решение соорудить нефтепровод в южном направлении от Ванкора до Пур-Пе, откуда сырье будет сдаваться в систему «Транснефть».

С 1999 г. компания «РИТЭК» перегружает нефть, добываемую на западносибирских месторождениях, на экспорт в Обской губе (точка 4 на рис.1).

Ранее сырьё доставлялось по местным трубопроводам на терминалы на реке Обь, оттуда речными танкерами с дедвейтом 2 тыс.т. перевозилось в Обскую губу, где переваливалось на рейде на танкеры с дедвейтом 20 тыс.т., которые, в свою очередь, транспортировали его на танкер – накопитель «Белокаменка» в Кольском заливе.

Но в 2006 г. компания оптимизировала транспортную схему и начала перевалку через 40 тыс.т. танкер – накопитель «Североморск» в Обской губе, благодаря чему и удалось отправит на экспорт 460 тыс.т. нефти.

В будущем компания планирует построить нефтепровод и терминал в Обской губе мощностью 3 млн.т. в год.

а) Ещё в 2000 г «Мурманское морское пароходство» и «ЛУКОЙЛ» ввели в эксплуатацию нефтеналивной терминал «Варандей» (точка 5 на рис.1). Это один из самых перспективных проектов. Сырьё с С-В месторождений Ненецкого АО доставляется по трубопроводам на нефтехранилище терминала «Варандей», затем по подводному трубопроводу длиной 5 км в подводные сооружения и лишь затем в танкеры ледового класса дедвейтом 20 тыс.т., доставляющие нефть на танкер – накопитель

«Белокаменка» в Кольском заливе. Именно так «ЛУКОЙЛ» в 2006 г. отправил на экспорт 500 тыс.т. нефти.

В 2005 г. «ЛУКОЙЛ» начал строительство нового нефтеперегрузочного комплекса «Варандей-2» мощностью 12 млн.т. нефти в год.

Этот БТ будет поставлять на экспорт сырьё, добываемое российской компанией «ConocoPhillips» в рамках совместного проекта «Северные территории». Проект предусматривает сооружение 20 км подводного трубопровода (2 нитки) к стационарному морскому ледостойкому отгрузочному причалу (СМЛОП), который будет обеспечивать круглогодичную перевалку в танкера дедвейтом до 70 тыс.т., которые будут доставлять нефть не терминал в Баренцевом море для загрузки в линейные танкера дедвейтом до 180 тыс.т. В будущем мощность терминала «Варандей-2» может быть увеличена до 25 млн.т. в год..

Всё строительство ведёт «ЛУКОЙЛ – Калининградморнефть», а челночный транспорт будет осуществлять «Совкомфлот».

б) в 2008 г. начнется промышленная добыча нефти на месторождении «Приразломное» (лицензия с 2002 г принадлежит «Севморнефтегазу» – 100 % дочернему предприятию «Газпром» (точка 6 на рис.25). В 2007 г платформа «Приразломная», изготовленная на «Севмашпредприятии» в Северодвинске установлена на месторождении.).

Сырьё прямо с платформы «Приразломная» будет круглогодично отгружаться в челночные танкеры ледового класса дедвейтом до 70 тыс.т., которые будут его доставлять на терминал в Баренцевом море для последующей перегрузки в линейные танкера на экспорт. Челночный транспорт будет осуществлять «Совкомфлот» при поддержке «Газфлот».

в) Ещё в 1987 г с БТ «Колгуев» (месторождение «Песчаноозерское» – первое введенное в промышленную эксплуатацию в Ненецком АО) была отправлена первая партия нефти (точка 7 на рис.1). В настоящее время здесь добывается до 100 тыс.т. нефти в год. Практически вся она отгружается в летнюю навигацию с резервуарного парка на о. Колгуев через дюкер в танкеры дедвейтом до 20 тыс.т. и направляется сразу на экспорт.

Перспективы развития БТ «Колгуев» ограничены объёмами добычи.

г) «Транснефть» намерена построить трубопровод Харьяга – Индига (Северный трубопровод), но сроки строительства ещё не определены (точка 8 на рис.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: