Восточный берег Кольского залива
Баренцево море
а) В 2004 г. терминал – 1 «Мурманский» (точка «А» рис.2), построенный с помощью «Мурманского морского рыбного порта» начал перегрузку экспортной нефти с железнодорожных цистерн в морские челночные танкеры, которыми она доставлялась на 127 тыс.т. танкер – накопитель «Трейдер», установленный на рейдовом перегрузочном комплексе (РПК-1) Мурманского морского пароходства в Кольском заливе.
б) В 2004 г. терминал - 2 «Мурманский» (точка «Б» рис.2), построенный на «35-ом судоремонтном заводе» совместно с компанией «Тангра Ойл» начал параллельную работу с терминалом – 1.
К 2007 г. компания «Тангра Ойл» провела модернизацию терминала, увеличив его пропускную способность с 3,5 млн.т. в год до 7,5 млн.т. в год.
В 2005 г. танкер – накопитель «Трейдер» установили прямо у причала терминала – 2. Нефть и нефтепродукты стали подаваться на него по трубопроводам и переваливаться на «танкеры – отвозчики».
В 2006 г. компания «Тангра Ойл» перешла на операции только с нефтепродуктами и отправила на экспорт в 2006 г. 1,7 млн.т. мазута.
|
|
в) Терминал «Мохнаткина Пахта» (точка «В» рис.2) в Североморском районе был введён в эксплуатацию в 2006 г. Он построен совместно компаниями «Коммандит Сервис» - дочернее предприятие «Прожетра» - и «Судкомгрупп» с использованием мощностей нефтебазы Северного морского флота.
Нефть и нефтепродукты поступают по железной дороге на станцию Мохнаткина Пахта, перегружаются в резервуарный парк и по трубопроводу перекачиваются на танкер – накопитель «Маршал Василевский» дедвейтом 68 тыс.т., откуда нефть и нефтепродукты переваливаются на танкеры – отвозчики.
Мощность терминала составляет 2,5 млн.т. в год. В 2006 г. через терминал было отправлено на экспорт 730 тыс.т. продукции. «Прожетра» - и «Судкомгрупп» планируют увеличить пропускную способность терминала до 5 млн.т. в год.
г) компании «Прожетра» - и «Судкомгрупп» рассматривают возможность строительства терминала «Сафоново» возле Североморска с мощностью 15 млн.т. в год.
а) В соответствии с генеральной схемой развития Мурманского портового транспортного узла, разработанной «ЛенморНИИпроектом» для министерства транспорта России и администрации Мурманской области планируется построить базу снабжения и нефтеперегрузочный комплекс мощностью 25 млн.т.сырой нефти в год и отдельный терминал для перегрузки нефти пропускной способностью 4,5 млн.т нефти в год «Лавны».
Первая очередь (10 млн.т. в год) будет введена в эксплуатацию в 2008 г.; вторая – в 2012 г. Предусматривается сооружение новой железнодорожной линии Мурмаши – Пяйве с возведением станции Мурмаши – 2. В перспективе мощность отдельного терминала может быть увеличена до 10 млн.т. в год.
|
|
б) В 2002 г. с первого рейдового перегрузочного комплекса (РПК-1) «мыс Мишукова» (точка «1» рис.26) была отправлена первая нефть на экспорт.
До 2004 г. перевалка сырья осуществлялась там борт в борт с челночных танкеров на танкера – отвозчики дедвейтом порядка 100 тыс.т. С 2004 г. эти операции велись через танкер – накопитель «Трейдер», а с 2005 г. когда данное судно встало у причала 35 судоремонтного завода, РПК-1 не работает, хотя его мощность составляет 5,4 млн.т.в год.
в) В 2003 г. компанией «Белое море сервис» был введён в эксплуатации «РПК-2», расположенный в Кольском заливе (точка «2» рис.2), но проработал он только несколько месяцев, перегружая нефть, поступавшую с терминала «Витино».
г) В 2004 г. начал функционировать самый крупный РПК-3 «Белокаменка» (точка «3» рис.26). Он представляет собой совместное предприятие «Роснефти» и норвежской компании «Bergesen».
Основу терминала составляет танкер – накопитель «Белокаменка» дедвейтом 360 тыс.т., принимающий нефть с челночных танкеров из Обской губы, Варандея и Талаги и отгружающий её в линейные танкеры дедвейтом до 150 тыс.т.
Мощность данного терминала на сегодняшний день составляет 5 млн.т в год, но может быть увеличена до 20 млн.т. в год. В 2006 г. терминал отправил на экспорт 4 млн.т. нефти.
д) Компания «Севнефть» предлагает построить нефтяной и сухогрузный морской порт «Северный» в бухте Печенга Мурманской области (точка 14 на рис.1), рассчитанный на перевалку 30 млн.т.нефти и нефтепродуктов в год..
Продукция будет доставляться морским и железнодорожным транспортом и перегружаться в танкеры дедвейтом до 300 тыст. в год.