Непрерывное улучшение и инновации

Непрерывное улучшение является базовым принципом TQM, который применяется на всех уровнях менеджмента и, прямо или косвенно используется при реализации всех других принципов TQM. Непрерывное улучшение обычно понимается как непрерывное улучшение качества продукции или услуг (continuous quality improvement – CQI) или как непрерывное улучшение рабочих процессов (continuous process improvement – CPI), хотя эти понятия тесно взаимосвязаны.

Приверженность идее непрерывного улучшения качества в организации обычно инициируется высшим руководством, например, в виде разработки и утверждения политики качества, содержащей стратегические цели и задачи организации и видение ее будущего на обозримую перспективу, разделяемые всеми сотрудниками.

Политика качества предоставляет всем сотрудникам и всем участвующим сторонам определенные полномочия по непрерывному продвижению шаг за шагом к поставленным целям. Процесс улучшения обычно реализуется посредством инициации небольших краткосрочных проектов и работ, охватывающих все уровни и структурные единицы организации, которые вместе направлены на достижение провозглашенных стратегических целей и задач организации.

Процесс непрерывного улучшения определяется двумя важными факторами:

1) изучением соответствующих процессов, инструментов и технических приемов;

2) применением полученных знаний, инструментов и приемов на практике при реализации небольших проектов по улучшению.

Принцип непрерывного улучшения впервые был сформулирован в 1939 г. Шухартом и нашел практическое применение благодаря Э. Демингу. При этом последовательность действий должна соответствовать так называемому циклу Э. Деминга – «Планирование – Выполнение – Проверка – Действия (по улучшению)» («Р1аn – Do – Check – Act» или сокращенно PDCA-цикл) – никогда не заканчивающийся цикл, который реализуется на всех фазах рабочих процессов и на всех уровнях организации. Этот цикл, представленный на рис. 1.8, основан на простом предположении того, что для достижения непрерывного улучшения какого либо процесса необходимо спланировать этот процесс, выполнить намеченный план, сделать проверку и, проанализировав результаты, действовать ради улучшения.

 
 

Рис. 1.8. PDCA

Цикл PDCA хорош тем, что он прост и соответствует принятому образу действий людей, он дает нам понятную и универсальную модель, которую мы можем использовать для постоянного улучшения качества. Цикл PDCA лежит в основе планирования, выполнения, проверки и улучшения практически всех рабочих процессов организации на всех уровнях менеджмента: стратегическом, процессном, проектном или персональном.

Не существует каких-либо строгих правил выполнения этого процесса, хотя общая методология и содержание четырех его этапов сводится к следующему:

1-й этапПланирование (Plan). На основе общей стратегии организации и изучения запросов потребителей и других заинтересованных сторон устанавливаются конкретные цели и задачи некоторого рабочего процесса, функции или работы. При этом находят ответы на следующие вопросы:

- «Что собственно требуется и какие результаты необходимо получить?»

- «Какие изменения для этого нужно предпринять?»

- «Какими данными и фактами мы располагаем, и какая требуется дополнительная информация?»

- «С какими потенциальными препятствиями при этом можно встретиться?».

Ответы на поставленные вопросы позволяют спланировать рассматриваемый процесс или работу, после чего переходят к этапу их реализации.

2-й этапВыполнение (Do). Осуществляется реализация рабочего процесса или работы с внесенными изменениями в соответствии с планом, обычно в небольшом масштабе в виде некоторой тестовой процедуры с целью получения требуемой информации и данных о полученном эффекте от изменений.

3-й этапПроверка (Check). Анализируются данные собранные в процессе «Выполнения» или после него и для того, чтобы узнать, что произошло в результате внесения изменений в процесс, подтверждают ли данные намеченный план, какие имели место несоответствия, что работает, а что – нет и т. д.

4-й этапДействия (Act). На основе анализа полученных данных и результатов в процесс или работу вносятся те изменения, которые, как было установлено на этапе 3, действительно приводят к улучшению или предпринимаются так называемые корректирующие действия ради улучшения данного процесса или работы. После модификации процесса или работы цикл опять плавно переходит в фазу «Планирование», итерации продолжаются, расширяются наши знания о процессе и в него вносятся дальнейшие улучшения.

В идеале этот процесс может продолжаться бесконечно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: