Методика чтения лекции и критерии оценки

Методика подготовки к лекции

Лекции по психологии должны иметь: формулировку темы, содержать план, список литературы, текст лекции с четкой структурой и ло­гикой изложения.

Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций.

План лекции включает наименование основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

Список литературы должен состоять из основных источников по курсу, с учетом их новизны, тиража, ориентации на последующие практические занятия и самостоятельную работу с литературой. (Более общее и принципиальное отобрать для лекции, а все частное и детальное может быть отнесено на практическое занятие).

Написание текста лекции – основной этап подготовки к лекции. Научная теория и учебный предмет – не одно и то же. Методика чтения лекции – это не просто хороший пересказ известной лектору теории, а ее умелая адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории. Искусство лектора при подготовке к занятию помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активизи­рует мышление и работоспособность, способствует установле­нию педагогического контакта, вызывает у студентов эмоцио­нальный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

При составлении конспекта лекции следует учитывать уровень подготовки аудитории. Если студенты впервые изучают психологию, то нужно предусмотреть фактические данные (жизненные примеры, цифры), которые помогут доходчиво объяснить материал. Кроме того, обязательно нужно продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить. Последнее особенно важно по той причине, что в определениях встречаются слова, значение которых может быть воспринято в житейском смысле.

Таким образом, чтение лекции – это серьезная работа, зависящая не только от дисциплины, содержания материала, но мастерства лектора.

Встают вопросы, какими приемами и методами добиться того, чтобы содержание лекции было усвоено.

По своим видам лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от цели, содержания излагаемого материала, специфики аудитории. Но существует общий структурный каркас, применяемый к любой лекции.

ЭТАПЫ ЛЕКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
Начало лекции (5 минут) - Напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом (это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса). Для этого можно задать вопросы студентам или самому преподавателю сделать обзор предыдущего материала) - Сообщение темы (полезно показать, как новый материал связан с другими темами), плана лекции (3-5 пунктов), литературы (основная – на вводной, дополнительная – на информационной лекции).
Основная часть лекции - Организация материала: Содержательная сторона - наличие текста лекции с фактическим материалом, определения понятий, схемы, таблицы, примеры); Перцептивная сторона - сочетание вербальной и визуальной демонстрации материала - Информативность содержания (отсутствие банальных утверждений, избитых выражений, примитивных примеров т.к. заслоняется научность, если психология популяризируется через упрощенчество) ТЕМПЕРАМЕНТ - Доказательность изложения (в психологической науке есть много случаев, когда в опровержение ранее существовавшего взгляда формулируется новый вывод, основанный на другой методологической базе и на новых экспериментальных данных) – преимущества и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против. - Стиль изложения (устное предъявление материала с управлением процессом конспектирования основных тезисов, идей, определений). Средства, помогающие конспектированию - акцентирован­ное изложение материала лекции, то есть выделение темпом, го­лосом, интонацией, повторение наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, на­глядных пособий, ТСО. - Использование методов и приемов управления вниманием (акцентирование, юмор, отступления) ПРИМЕР, закрепления материала ( вопросы на проверку осознания, запоминания) ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАРЫ
Конец лекции - Повторить основные моменты лекции - Постановка нескольких вопросов по содержанию или ответы на вопросы -Несколько слов о следующей теме -Поблагодарить за работу

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1.Содержание

Научность и информативность, соответствие современному уровню развития науки, различные концепции, связь с предыдущим материалом, наличие достаточного количества ярких, убе­дительных примеров, фактов, обоснований, документов и науч­ных доказательств,

2.Методика чтения

Четкая структура и логика раскрытия последовательно раскрываемых вопросов, доказательность и аргу­ментированность, активизация мышления, выделение главных мыслей, выводов доступность, аргументированность, использование наглядных пособий,.

3.Руководство работой студентов

Темп, повтор, шутки, контакт

4.Лекторские данные

Знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, культура речи, внешний вид.

5.Результативность

Информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: