Технология лекционной работы в школе

Тема6. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ (4ч)

ПЛАН:

1.Технология лекционной работы в школе

2.Психотехника саморегуляции психолога-лектора

3.Типичные ошибки психолога-лектора

4.Методика проведения урока-беседы по психологической тематике

Общие рекомендации к подготовке лекции приемлемы как для вузовской, так и для школьной лекции. И все же вторая имеет специфическую функцию – просветительскую, в то время как функция первой – образовательная.

Несмотря на то, что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остаются актуальными.

Могу утверждать, что чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями.

Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей, и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все: и учителя, и родители, и школьники.

Во-вторых, большинство слушателей, конечно же, считают себя знатоками практической («жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей.

В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что психолог будет читать лекцию «по-психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая внутренний свет доброжелательности и уверенной открытости. Они ждут от психолога приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни.

К сожалению, многие практические психологи не придают должного значения данному обстоятельству: читают лекции «как получится». (Пример, с.18-19). Если школьный психолог не сумеет увлечь аудиторию темой и своей профессией, его личный авторитет снизится, а общее отношение школы к психологии будет ухудшаться.

На психологических лекциях школьный психолог удовлетворяет имеющийся у людей интерес к психологии вообще и рассказывает о конкретных возможностях практической психологии применительно к школьным проблемам в частности. При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий: описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме того, лекционная работа поможет психологу за довольно непродолжительный период охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.

Кому, когда, где, что читать?

Кому?

При чтении психологических лекций желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась в целом общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных (для них организуются беседы о психологии), средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту их детей).

Когда?

Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства слушателей. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков. Родители с удовольствием послушают интересную психологическую лекцию на родительском собрании. Школьники – либо на одном из уроков (по договоренности к классным руководителем). Либо сразу после уроков.

Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15 минут до одного часа.

Где?

Можно выбрать либо актовый зал школы, либо одну из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.

Что читать?

При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав аудитории и ее интересы. (с.14-17).

!Чтение психологических лекций в школе будет эффективным лишь тогда, когда психолог планирует тематику лекций дифференцированно, для каждой школьной группы, ориентируясь на интересы и запросы своих слушателей. Как профессионал, психолог должен хорошо владеть различными техниками общения и в индивидуальной беседе, и в публичном выступлении, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

Давайте поговорим о психотехнике чтения-демонстрации психологических лекций в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: