Формы и методы работы

Форма деятельности студенческого психологического клуба не приемлет строгого порядка, устава и прочих атрибутов закрытой системы. Клубный формат предполагает достаточно свободное использование различных методов и их комбинации. Такая вариативность раскрывает новые возможности, преобразует деятельность клуба в более гибкую при практическом применении.

Каждая встреча членов клуба посвящена определенной теме, выбранной студентами. Предварительное совместное обсуждение позволяет сформулировать ключевые вопросы, вокруг которых будет разворачиваться сюжет будущей встречи. Анализ информационных ресурсов, консультации со специалистами обеспечивают профессиональный подход к составлению сценария встречи, который служит ориентиром в проработке заявленной темы, но не является строго фиксированным. Опыт проведения клубных заседаний показывает, что в ходе встреч зачастую возникают непредвиденные, порой весьма интересные повороты темы.

Спектр методов, используемых при проведении заседаний студенческого психологического клуба, достаточно широк. В ходе тематических встреч используются элементы разных форм представления материала:

· теоретические сообщения: краткие доклады, содержащие основные сведения по проблеме, например, для введения в тему;

· семинары-практикумы с использованием интерактивных форм представления материала: решение задач, анализ решения, комментарии по результатам с помощью мультимедийного представления материала;

· тренинговые занятия по соответствующей теме, к примеру, отдельные занятия из разработанного тренинга;

· ролевые игры (могут быть самостоятельно написаны студентами);

· другие методы организации, позволяющие обеспечить выполнение намеченных целей и задач.

Отдельные темы могут представлять собой цикл встреч, связанных одной тематикой. (См. сценарий встречи «Несколько вопросов о любви».)

Вместе члены клуба собираются для просмотра художественных фильмов, театральных постановок и др. По мотивам этих встреч проводятся тематические заседания. В качестве примера можно привести спектакль-пантомиму Купаловского драматического театра «Больше, чем дождь», который вызвал сильные эмоциональные переживания и вызвал очень много споров. Все полученные впечатления в рамках последующей встречи были вынесены на обсуждение. Ребята делились своим пониманием, своим опытом переживаний. Студенты говорили, рисовали, воплощали свои чувства в движениях, позах. По многим отзывам, подобная рефлексия очень важна. Обсуждения, дискуссии, споры, которые не утихают даже после того, как формально встреча уже закончена – вот типичные признаки студенческого психологического клуба.

Косвенной целью проводимых встреч является проведение превентивных мероприятий, направленных на профилактику возможных психологических проблем. Так или иначе, информация, предоставляемая на заседаниях, в ходе встреч, дискуссий, а также определенные навыки по решению или предотвращения психологических проблем, помогают студентам лучше адаптироваться в сложных стрессовых ситуациях.

Что касается содержания встреч, то оно может быть представлено сценарным планом, программой занятия, специальной подборкой материала, инструментарием и другими средствами, способствующими ее эффективной организации. Мультимедийные средства оказывают существенную помощь в представлении материала, делают встречи яркими, разнообразными. Раздаточный материал помогает студентам работать по теме и вне занятий, делиться информацией с другими, продолжая, таким образом, изучение поднятых на заседании вопросов. Активно используются на занятиях клуба проективные и наглядные методы, такие как коллаж, рисование, заполнение специальных таблиц, схем и так далее. Это помогает систематизировать знания, создать целостное представление о материале, проработать некоторые наиболее сложные моменты темы.

В целом, заседания клуба – это комплексные занятия, сочетающие различные формы организации материала, преподнесения его аудитории, использования дополнительных ресурсов (информационных, эмоциональных и других). Различные формы, в свою очередь, позволяют расширить спектр методов, приемлемых и соответствующих работе как с группой, так и с каждым студентом индивидуально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: