Схема технологии разработки учебного курса
Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии
Источником психологических знаний является учебная, научная и научно-популярная литература. Могут использоваться также электронные носители и базы данных, а также видеоматериалы.
Учебная литература в виде учебников и учебных пособий обычно является основным источником, на который опирается преподаватель. Учебник представляет ценность, прежде всего, как книга, в систематизированном виде излагающая основы знаний по учебной дисциплине в соответствии с учебной программой. Важнейшими дидактическими критериями учебника являются:
1)систематизированное и обобщенное изложение соответствующей учебной дисциплины или предметной области;
2)конкретность изложения, наличие необходимого и достаточного объема фактического материала;
3)доступная для соответствующей категории учащихся форма изложения учебного материала;
4)наличие контрольных вопросов и заданий;
|
|
5)широкое использование разных видов наглядности (художественной, графической, схематической).
Учебные пособия являются дополнение к учебнику. Их отличительной чертой является то, что содержащийся в них учебный материал дополняет и расширяет учебник: хрестоматии, словари, справочники. Могут предназначаться для разных категорий обучающихся.
Научная литература в виде монографий, статей в научных журналах и сборниках научных трудов представляет собой развернутое содержание научных исследований и предназначаются для коллег – профессиональных психологов. Поэтому преподавателю необходимо при подготовке к учебным занятиям изложить соответствующий материал в дидактически более доступной форме.
Словари и справочники в определенной системе представляют объяснение терминов, понятий, областей психологии. Обращение к ним целесообразно при подготовке к учебным занятия, поскольку в них можно найти определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.
Научно-популярные книги и статьи также могут использоваться при подготовке и проведении учебных занятий по психологии как вспомогательные пособия.
Сравнительно новым источником информации по психологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов.
4.Технология разработки учебного курса В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы:
ЭТАП | ХАРАКТЕРИСТИКА | ||||||||||
1.Выбор учебных пособий | Учебники содержат: Информацию – тексты-описания; Методический аппарат – шрифтовые выделения, вопросы и задания, таблицы, иллюстрации. | ||||||||||
2.Отбор содержания курса | Содержание курса должно соответствовать требованиям, содержащимся в образовательном стандарте по дисциплине. | ||||||||||
3.Постановка учебных целей | Ответ на вопрос – что студенты должны узнать об учебном материале? Формулировка целей начинается со слов: Изучить, Дать представление, Усвоить и т.п. | ||||||||||
4.Разработка рабочей программы курса | Содержит: 1)титульный лист 2)пояснительную записку 3)тематический план 4)содержание учебной дисциплины 5)список литературы | ||||||||||
5.Подготовка тематического плана занятий |
| ||||||||||
6.Разработка формата курса | Определяется формами учебных занятий, контроля и оценки. | ||||||||||
7.Разработка критериев оценки знаний и умений | Посещаемость, устные ответы, письменные работы, отработка пропусков | ||||||||||
8.Планирование отдельных учебных занятий | Задачи: 1)определение целей занятия (раскрыть, рассмотреть, дать общее представление и т.п.) 2)выбор знаний и умений, которые должны быть усвоены 3)подбор методов и приемов обучения 4)разработка методов контроля и оценки 5)планирование этапов занятия 6)подготовка конспекта (плана) занятия | ||||||||||
9. Разработка опросного листа | Получение обратной связи от студентов относительно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса |
ПЛАН:
|
|
1.Цели и задачи.
2.Формы и методы работы.
3.Организационнные основы.