Организационные основы

Студенческий психологический клуб – открытое сообщество, членом которого может стать любой, у кого есть интерес к психологии, желание найти единомышленников, пообщаться со специалистами. Таков принцип, который лежит в основе организации клуба. Он призван формировать и развивать психологическую компетентность студентов, в целом поднимая их образовательный уровень. Как показывает практика работы педагогов-психологов, социальных педагогов, кураторов, почти каждый студент в той или иной степени ощущает потребность в психологических знаниях по социальному взаимодействию, межличностным отношениям, развитию и реализации личностного потенциала в тех сферах, где реальную поддержку может оказать практическая психология. Но эффективность подобной работы зачастую определяет именно форма ее организации.

Организационные основы включают в себя два основных компонента: деятельность клуба (общие принципы, нормативная база и пр.); организация всего спектра проводимых мероприятий (внутренние составляющие: правила, нормы и пр.) в рамках клуба.

Деятельность Студенческого психологического клуба направлена на создание психологического информационного пространства, в котором гарантируется достоверность и обоснованность психологических знаний, их доступность для студенческой аудитории. Психологическая информация, которая готовится для студентов, формируется особым образом. Учитывается общая информация, которая раскрывает суть различных теорий и подходов по тому или иному вопросу, возможности решения проблем, характеристику представлений и взглядов. Здесь важно обеспечить целостность и достаточность информации, выдержав баланс между объемом и содержательной наполненностью. Индикатором доступности служит возможность студента в последующем передать услышанную информацию, пересказать ее с достаточно высокой степенью достоверности. В то же время информация готовится так, чтобы участники клуба могли легко спроецировать выясненные вопросы на практику «живого» общения, деятельности. Все эти и другие компоненты, их взаимосвязанность, создает единое пространство активной теории и практики.

В подготовке сценариев, проведении заседаний, кроме психологов психологической службы, принимают участие эксперты по обсуждаемым вопросам. Если психологи несут ответственность за подготовку целостного занятия, то экспертам обычно отводятся частные принципиальным вопросы. Это позволяет наделить функциями эксперта как приглашенных специалистов, так и самих студентов, которые ориентируются в теме, либо уже имеют определенный уровень подготовки.

Важным моментом в деятельности клуба является привлечение широкого круга студентов. Это может заключаться в проведении предварительной работы, когда собирается группа активных членов клуба, которая разрабатывает сценарий мероприятия, готовит социальную акцию и т. д. Студенты могут оказать помощь в подборке материала, его обработке, так как они острее чувствуют потребность других в той или иной информации. Сфера привлечения студентов к деятельности в рамках клуба разнообразна, она поддерживает инициативу и творческий порыв участников.

Необходимо подчеркнуть такую особенность клуба, как добровольность вступления и выхода из него. Данный принцип очень важен, так как студент сам определяет необходимость посещения клуба. Если он решает, что ему действительно это необходимо, то и изначальный настрой на работу, и эффективность взаимодействия гораздо выше. Это включается в мотивирование студентов клуба на занятия и даже переводится в разряд самомотивации. Студент волен сам выбирать тему занятия, форму проведения, которая отвечает его запросам и, исходя из этого, принять решение об участии в том или ином занятии. Более того, он может высказать свои пожелания и таким образом повлиять на организацию очередного заседания. Инициатива студента постоянно поддерживается организаторами клуба, что позволяет расширить рамки деятельности. Например, студентами клуба была предложена идея организации похода, во время которого проводились бы занятия на сплочение, командообразование и т. д.

Естественно, что не существует особой практики посвящения в члены клуба и выхода из него. Хотя между членами клуба существует и поддерживается социальная, межличностная связь, но это, скорее всего, результат позитивного взаимодействия в клубе, благоприятной атмосфере, которая царит на заседаниях. «Заряжаясь» таким настроением в клубе, студенты делятся им с одногруппниками, знакомыми, которые не были на заседаниях. В свою очередь, круг заинтересованных лиц расширяется, и на новые заседания вместе с постоянными членами приходят новые студенты. Формируется атмосфера доверия, сопереживания, сотрудничества и т. д. Студенты, посещающие клуб, зачастую выступают посредниками между теми, кто нуждается в психологической помощи и специалистом, готовым оказать помощь.

И, конечно, значительно повышается психологическая культура студентов, членов клуба, их компетенция по вопросам практической психологии. Это в значительной степени сопряжено с открытостью клуба, свободой выбора, добровольностью, независимостью от неких обязательств (кроме обязательств перед самим собой и идейной сплоченностью членов клуба). В данном ракурсе форма объединения как клуб наиболее полно отвечает поставленным целям в области психологического просвещения, предоставления дополнительных образовательных услуг.

Тематика занятий определяется исходя из запросов студентов. Очень важно соответствие ожиданиям студентов, актуальность, востребованность. Клуб позволяет отчасти решить эти проблемы. Для этого используются различные методы. На практике были опробованы следующие:

· Составление расширенного списка тем на учебный год, когда на восемь предполагаемых заседаний намечается более двадцати тем. Студенты выделяют своеобразный рейтинг тем и наиболее популярные включаются в план работы клуба.

· В конце года студенты обсуждают отработанную тематику и, предлагают темы для следующего учебного года. Это позволяет создавать преемственность занятий, серии занятий (иногда одну тему отрабатывали на двух или трех занятиях), включать в новые занятия вопросы, которые позволяют выявить, что изменилось за прошедшее время.

· Включение в ход занятия методов рефлексии, анализ которых позволяет определить тему следующих занятий. В одних случаях студенты оставляют записки с пожеланиями, в других свой «голос» распределяют по графам «понравилось» - «не понравилось», «было интересно» - «неинтересно» и т. д. Обозначена регулярность проведения заседаний клуба по тематическим занятиям не реже одного раза в месяц, за исключением каникул и сессий. Такая стабильность способствует приданию мероприятиям клуба постоянного характера, созданию условий для преемственности традиций, удобства для планирования дел студентами, которые желают посещать клуб. Существует ряд принципов по определению времени и даты проведения очередного заседания:

1. Время проведения согласуется с расписанием занятий, личным временем студентов. Например, в первом семестре встречи начинались в 19.00, после занятий ребята успевали поесть, решить некоторые бытовые вопросы. Однако, в связи с тем, что во втором семестре появились дополнительные занятия по учебе, то было решено начало заседания перенести на 19.30.

2. Согласование со временем и с удобством прибытия до места заседания. Если заседание проводится в филиале, за городом, то и время выделяется с учетом возможностей транспорта. Более того, участникам выдают расписание движения общественного транспорта, что позволяет эффективно спланировать маршрут и затрачиваемое время.

3. Выбор дня недели определяется таким образом, чтобы это было оптимально для каждого. Например, в начале недели студенты имеют, как правило, большую загрузку текущими делами, стремятся, прежде всего, решить вопросы с обучением и др. В пятницу иногородние студенты стремятся уже вечером, сразу после занятий уехать домой к родителям. Поэтом наиболее приемлемым вариантом по дням был принят четверг.

4. Конкретная дата очередного заседания согласуется с учетом пожелания студентов на последнем из заседаний. Это может быть начало месяца, когда, например, запрашивается второе занятие по той же теме и студенты хотят быть в состоянии переживания содержания цикла занятий. Либо, наоборот, в конце месяца, чтобы актуализировать проблему через ее более глубокое осмысление.

В любом случае студенты, члены клуба, знают, что раз в месяц проводится мероприятие, и стремятся получить информацию в данные периоды – перезвонить, выслать запрос по электронной почте, подойти к организаторам. И если то тем или иным причинам им не удалость посетить заседание в этом месяце, они точно знают, что клуб продолжает свою деятельность, сохраняет формат встреч, оставляет те же каналы связи и т. д.

Кроме того, студенты принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий студенческого психологического клуба. По их инициативе устраиваются просмотры выбранных ими фильмов с последующим обсуждением, психологическим анализом. Часто студенты просят включить в программу занятия подготовленный ими материал, вносят предложения по улучшению атмосферы взаимопонимания, доверия, открытости. В постоянном контакте, взаимосвязанности студентов и сотрудников психологической службы рождается то рациональное зерно, которое придает клубу своеобразие, уникальность и востребованность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: