Третий период (с 1991 г. по настоящее время)
Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента.
В этот период сформировались новые принципы управления:
•Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность — децентрализации (государство управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.).
•Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую.
•Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями.
•Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур.
•Развитие конкуренции — состязательности хозяйствующих субъектов.
•Другие.
Итак, в современной России актуальной задачей науки управления является теоретическая разработка и практическое внедрение рыночных методов управления, т.е. методов менеджмента.
|
|
Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран.
Национальной модели или концепции управления в России не существует.
Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления. Причины отсутствия модели и концепции в области менеджмента:
1) короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами;
2) российские руководители в большинстве своем не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным условиям;
3) функционирование предприятий на откатах;
4) криминализация наиболее доходных сфер деятельности;
5) высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц;
6) многонациональноcть страны, размеры ее территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций, в результате их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с организацией филиалов за границей.
Постигая теорию, искусство и практику менеджмента, в России особенно ясно осознали его значимость как новой теории, практики и учебной дисциплины, возникших в результате проводимых в нашей стране экономических реформ. Менеджмент «как собирательное от менеджеров» – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. С точки зрения управления в России первоначально условно выделяли три основные модели менеджмента:
1. Модель «Здравого смысла», наблюдаемая в последнем десятилетии XX в., во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.
|
|
2. Модель «Западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость сотрудников, хорошую мебель. Но дальше внешней формы, технологического и технического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий, корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.
3. Модель «Традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.
Теория и практика российского менеджмента меняются с переходом к новейшим информационным и другим технологиям.