double arrow

Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере

Продолжение

Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, обеспечивающего благоприятные условия для ее развития. На курортное дело в полной мере распространяется регулирующее воздействие норм различных отраслей права: медицинского, таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу курортов. В нем даны определения предпринимательской деятельности, юридической лица, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых норм. Услуги рассматриваются в ГК РФ как один из объектов гражданских прав, а медицинское обслуживание отнесено к числу услуг , предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг. В ГК РФ сформулированы общие положения о договоре, дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах.

Гражданский кодекс Российской Федерации дал толчок для обновления и развития российского законодательства, прежде всего в сфере предпринимательства как основы рыночных отношений, в том числе предпринимательской деятельности курортных организаций.

Другим законодательным актом, регулирующим правовые отношения в сфере курортных услуг, является Закон РФ «О защите прав потребителей». Последние изменения к нему касаются информации о товарах (работах, услугах). С 1 января 2005 года все цены в обязательном порядке должны быть указаны только в рублях. В курортном и туристском бизнесе это изменение касается отношений с потребителями (речь идет об указании цен в рекламе, в договорах, расценках), отношения же между юридическими лицами – производителями услуг, туроператорами, турагентами оно не затрагивает. В этой ситуации здравницам и турфирмам рекомендуется в рекламе указывать «вилку» цены или сообщить в рекламном объявлении о необходимости уточнять цену в момент заказа тура.

Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащую информацию; клиент вправе потребовать возмещения убытков и возврата уплаченной по договору суммы. Это касается и курортного бизнеса, поскольку предоставление надлежащей информации о потребительских свойствах путевки непосредственно влияет на решение потребителя о покупке. Здравницам и турфирмам следует очень внимательно относится к предоставлению в договорах и памятках информации о туре и предупреждению туристов об опасностях или сложных ситуациях путешествия.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной в пользу потребителя .

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются в полном объеме.

Исполнитель вправе потребовать возмещения своих затрат при отказе потребителя от исполнения договора, если потребитель принял оказанную услугу (товар, работу). Таким образом, турфирма может удержать с платежа туриста свои фактические затраты в случае отказа потребителя от поездки.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы( оказании услуги) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

За нарушение Закона РФ « О защите прав потребителей» Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена следующая ответственность:

- за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре - наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ;

-за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, - наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ;

-за непредоставление информации в государственный орган, должностному лицу – наложение штрафа на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ, на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ;

-за непредоставление информации антимонопольному органу – наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от1000 до 5000 МРОТ.

Таковы основные новшества, появившиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей».

В начальный период реформ для курортной сферы был необходим государственный акт, исключающий стихийное нормотворчество и направляющий работу тысяч ответственных курортных организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на курортах, в единое правовое русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие курортную деятельность.

Таким актом мог быть лишь федеральный закон о курортах. Однако формирование правовой базы российского курортного дела началась не с закона о курортах. Поскольку в тот период курортная деятельность рассматривалась как вместе с туристской, основа рыночных отношений была заложена в нормативных актах, регулирующих туризм.

24 апреля 1994 г. был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма», а в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».Параллельно с этим шла работа по формированию законодательных основ курортной деятельности.

На заседании Правительства РФ, посвященном проблеме стабилизации функционирования медико-производственного комплекса страны, была рассмотрена и утверждена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, нацеленная главным образом на приведение здравоохранительной системы России в соответствие потребностям населения и финансовым возможностям государства и общества. Среди основных положений экономической части Концепции отчетливо выделяется тезис о постепенном уменьшении доли бюджетов всех уровней и возрастании доли средств организаций и граждан в финансировании российского здравоохранения, развитии медицинского страхования.

Основным законом, регулирующим отношения в курортной сфере, стал Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995), согласно которому лечебные ресурсы, лечебно – оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов России. В этом Законе :

- даны определения ряда понятий, используемых в курортной сфере: природные лечебные ресурсы, лечебно – оздоровительная местность, курорты, курортное дело, округ санитарной охраны и др. Приведенные основные понятия являются нормативными, законодательно закрепленными и имеют лишь указанное значение . Их одинаковое толкование позволяет всем, кто соприкасается с курортной сферой, единообразно употреблять и использовать их , особенно в юридической практике должностных лиц курортных администраций и организаций;

- определены основные полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данном вопросе. Координировать курортную деятельность должен специальный орган, уполномоченный Правительством РФ;

- рассмотрены особенности использования природных лечебных ресурсов, объявлена государственная собственность на природные лечебные ресурсы, определен порядок разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей;

- определены механизмы экономического регулирования в сфере курортного лечения и отдыха. В частности, указано, что финансирование курортов должно проводиться в соответствии с целевыми программами. Определен статус санаторно-курортных организаций, лечебно-профилактических организаций, функционирующих на основе лицензии;

- приведены положения в области санитарной охраны округов;

- установлены порядок разрешения споров и ответственность за нарушение данного Закона.

Практически одновременно был принят другой закон, имеющий прямое отношение к курортной деятельности, - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). В нем приведены определения особо охраняемых природных территорий, их категории и виды , понятие об их государственном кадастре. К лечебно – оздоровительным местностям и курортам относятся территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами. Законом установлен режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В развитие указанных законов Правительство РФ утвердило «Положение об округах санаторной и горно-санаторной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, регламентирующие деятельность по указанным направлениям.

Каждый из названных документов определяет способы (пути) государственного регулирования курортной деятельности и влечет принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования в этой сфере. Таковым является Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (2003), в которой даны ряд определений, ранее недостаточно четко определенных в законодательстве (курорт, путевка, курортное дело, санаторно-курортные услуги и др.), и обоснование необходимости принятия Концепции, а также рассмотрено состояние дел в этой сфере. Впервые за послереформенный период определены цель и задачи государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Основными задачами государственной политики являются:

- восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном уровнях;

- разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативно правовой базы в сфере курортного дела;

- организация работы по формированию работы федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;

- межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;

- контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-исследовательских учреждений;

- разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными, сельскохозяйственными , производственными, банковскими структурами, страховыми и туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;

- создание условий для привлечения инвестиций в курортный комплект Российской Федерации путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и региональной поддержки;

- обеспечение санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения( детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фонтов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;

- улучшения финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов;

- разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний, новых учебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения природных и преформированных лечебных факторов;

- использование санаторно-курортных учреждений для создания на их базе сети центров и школ здоровья, отделений восстановительного лечения, реабилитации и долечивания больных, перенесших острый инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения, некоторые операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;

- разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц;

-повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения , питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;

- защита прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте;

- совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса;

- активизация международного сотрудничества по вопросам совершенствования санаторно-курортной деятельности;

- установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России;

- разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций, проведение всероссийских форумов «Здравница», выставок, конгрессов, конференций.

Необходимо понимать, что для реализации данной Концепции последняя должна иметь статус постановления Правительства РФ и быть межотраслевым документом.

Кроме указанных документов санаторно-курортная деятельность регулируется рядом отраслевых документов(1).


Сейчас читают про: