Общие законы организации

Закон синергии: для любой организации всегда существует такой набор параметров, характеризующих составляющие элементы, при котором полный потенциал организации будет существенно выше простой суммы потенциалов составляющих её элементов (положительная синергия) или существенно ниже (отрицательная синергия).

Закон синергии базируется на открытом в середине XX столетия эффекте синергии, авторами которого принято считать И. Пригожина (конец 1940-х годов) и Г. Хакена (конец 1960-х годов). Суть его заключается в том, что при определённых условиях возможности элементов, составляющих любую систему (биологическую, социальную, техническую, физическую и т.д.), могут не просто складываться, а умножаться на некоторый коэффициент больше единицы, то есть

1 + 1 = k * 2, где: k > 1.

Именно поэтому другое название синергетического эффекта – «сверхаддитивный эффект» [4].

Особое значение закон синергии имеет для социальных и социально-экономических организаций, которые и являются предметом настоящего изучения. Задача органа управления организации заключается в том, чтобы найти такой набор значений внутренних параметров, при котором ресурсы отдельных элементов организации взаимодействовали бы между собой с наибольшим, то есть синергетическим эффектом. Обычно этот поиск ведётся по трём направлениям:

· адекватное планирование;

· эффективный обмен информацией;

· текущая координация работ.

Близкими к понятию «синергетический эффект» в теории организации и теории управления являются – «кооперативный эффект», «мозговой штурм», «коллективное мышление» и др.

Классическим примером положительного синергетического эффекта является скачкообразный рост конкурентоспособности после объединения нескольких организаций в одну. Классическим примером отрицательного синергетического эффекта – реализация в организации ситуации «лебедь, рак да щука».

Закон синергии действует в организации независимо от воли и сознания руководителя, Однако конкретные результаты всегда зависят от степени понимания этого закона как руководителями, так и исполнителями.

Закон самосохранения: каждая организация стремится сохранить себя (выжить), используя для этого весь свой потенциал (ресурсы).

Поскольку потенциал социальных и социально-экономических организаций определяется внутренними факторами (принципы управления, квалификация персонала, используемые ресурсы и технологии, структура и функции и т.д.) и внешними факторами (экономическая и политическая ситуация, уровень безработицы и покупательная способность населения, состояние науки и техники, объём информации и т.д.), то закон самосохранения будет проявляться в них через то, насколько руководство организации способно умело и профессионально организовывать внутреннюю деятельность, обеспечивающую конкурентоспособное положение на рынках. Практика показывает, что успешности реализации закона самосохранения в организациях в рыночных условиях способствуют три стратегии [М. Портер]:

· лидерство в сфере минимизации издержек при производстве продукции;

· продуманная специализация в выборе продукции;

· концентрация усилий организации на выбранном сегменте рынка.

Закон развития: каждая организация стремится достичь своего наивысшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

При этом факторами развития всегда будут:

· элементный состав организации;

· число уровней и распределение элементов по уровням;

· связи между элементами;

· динамичность, общий темп процессов в организации;

· наличие внешних и внутренних препятствий развития;

· эффективность работы механизмов адаптации;

· эффективность работы инерционных механизмов и механизмов стабилизации.

Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемой системы: разнообразие (неопределённость) в поведении управляемой системы (объекта) может быть уменьшена за счёт соответствующего увеличения разнообразия управляющей системы (органов управления).

Этот закон вытекает из того факта, что природные, социальные и социально-экономические организации обладают очень большим разнообразием, обусловленным их различиями в масштабах, числе элементов, уровней и связей между ними, каналов связи с внешней средой и т.д. Подобное разнообразие приводит соответственно к большому количеству путей развития и особенностей функционирования организаций. Очевидно, что субъективно созданные управляющие системы, а в социальных и социально-экономических организациях они, как правило, созданы субъективно, всегда отстают по степени разнообразия от разнообразия объективно существующих управляемых систем. Поэтому, если повышать разнообразие управляющих систем, то в целом организация от этого выигрывает. Например, если совершенствовать технические системы сбора, передачи, обработки и хранения информации в организации (охват большего объёма и более разнообразной информации), то управляющая система (аппарат управления) будет принимать более эффективные управленческие решения.

Закон приоритета целого над частью: для устойчивого функционирования организации любой природы действия её отдельных элементов должны подчиняться процессам, ведущим к достижению общих целей организации.

Для социальных и социально-экономических организаций это означает, что отсутствие единой цели у элементов и неспособность управляющей системы сформулировать подобную цель приводит к разбалансированию во внутренней среде организации, которое, если не принять своевременных мер, приводит к её полному распаду. Таким образом, несоблюдение данного закона приводит к ликвидации организации под действием внутренних противоречий.

Закон учёта системы потребностей: в социальных и социально-экономических организациях пока не удовлетворены потребности членов организации более низкого порядка потребности более высокого порядка, как правило, не принимаются во внимание.

Этот закон базируется на открытии, сделанном в начале XX столетия А. Маслоу – американским социологом с русскими корнями. Суть открытия – «пирамида базисных потребностей А. Маслоу» (рис. 3.2.1), из которой следует, что пока не удовлетворены низшие потребности членов организации (физиологические и сексуальные) вопросы удовлетворения потребностей более высокого уровня интереса не представляют. Только удовлетворение потребностей низшего уровня приводит к возникновению интереса к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Этот факт обязательно должен учитываться управляющей системой.

Рис. 3.2.1. Пирамида базисных потребностей по А. Маслоу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: