Ситуационные принципы

Частные принципы.

Особенность частных принципов заключается в том, что они по-разному проявляют себя в разных сферах применения. Обычно различают следующие сферы применения этих принципов:

· различные подсистемы общества в целом (экономическая, социальная, политическая, семейно-бытовая и др.);

· различные виды организационной деятельности (государственная и муниципальная служба, управление персоналом, планирование личной карьеры и др.);

· управление конкретной организацией и её подразделениями (производственные, транспортные, торгово-посреднические и др. предприятия; учреждение здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты; политические партии; общественные организации и движения и т.п.).

Частных принципов довольно много. Разные авторы по-разному их объясняют и группируют. Ниже приведены частные принципы в соответствии с классификацией, данной Э. А. Смирновым [6]:

Принцип выделения главного, то есть при рассмотрении любой задачи в первую очередь надо решить, что в этой задаче является главным.

Принцип соответствия, то есть при организации любого процесса исходные ресурсы должны соответствовать поставленным целям и наоборот.

Принцип энциклопедичности, то есть любой вопрос, любая задача должны быть рассмотрены со всех возможных (доступных) сторон, по крайней мере, на первоначальном этапе решения.

Принцип полноты, то есть по любому вопросу необходимо принимать исчерпывающие решения, чтобы потом к нему не возвращаться.

Принцип системности, то есть при рассмотрении любого вопроса, задачи должны быть обязательно выделены действующие силы (элементы), уровни, на которых они действуют, и связи между ними.

Принцип стандартизации, то есть при построении любой организации, любой системы, любых процессов должно быть использовано как можно больше стандартных элементов и действий.

Принцип своевременности информации, то есть деловая,. служебная информация должна приходить и уходить в нужный момент, в нужном объёме, в нужной форме и в нужный адрес.

Принцип планирования, то есть любая деятельность в организации должна проводиться в соответствии с заранее составленным планом.

Принцип координации, то есть любые действия в организации должны развиваться в пространстве и времени в определённой последовательности.

Принцип включения, то есть при движении к своей цели организация должна включать (использовать) все доступные ресурсы.

Особенность проявления ситуационных принципов определяется конкретной ситуацией или конкретным образом действия. Разные авторы по-разному подходят к этой категории принципов, по-разному их трактуют и используют. Причём разнообразие здесь ещё большее, чем при определении частных принципов.

В качестве примера ниже приведена система ситуационных принципов, которые использовал известный американский управленец Ли Якокка при подборе менеджеров в своей организации:

· профессионализм наряду с соответствующим образованием;

· опыт работы в данной сфере, аналогичных предприятиях и должностях;

· способность решать отдельные задачи и выходить на проблемы, из которых они вытекают;

· умение продуктивно работать в коллективе;

· готовность взяться за решение неизвестной проблемы – отсутствие страха, уверенность в позитивном решении и т.п.;

· личная преданность делу, коллективу, организации, в которой работаешь;

· умение работать самостоятельно, в том числе, в условиях высокой неопределённости;

· чёткость и решительность в подборе кадров, их расстановке по рабочим местам и перемещениям.

Также к ситуационным принципам относят так называемые правила-поучения. Их существует довольно много, и они обычно формулируются в виде легко запоминающихся высказываний-поговорок. Ниже приведено несколько примеров правил-поучений:

· «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;

· «готовь сани летом, а телегу – зимой»;

· «ворона каркнула во всё воронье горло – сыр выпал; с ним была плутовка такова»;

· «на то и щука в море, чтобы карась не дремал».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: