Функции предпринимательства

Предпринимательство как процесс.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправле­ния. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Предпринимательство это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования име­ющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобнов­ляется, поскольку постоянно изменяются потребности, ко­торые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс тре­бует больших затрат всех факторов производства, часто об­речен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль).

Следовательно, предпринимательство как процесс включает поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освое­нии производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, технологию, услугу и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуаль­ных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следую­щие функции.

Определяющей в развитой рыночной экономики явля­ется общеэкономическая функция, которая объективно обу­словлена ролью предпринимательских организаций и ин­дивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на произ­водство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую оче­редь и предопределяет общеэкономическую функцию.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает

эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, свя­занная не только с использованием в процессе предпри­нимательской деятельности новых идей, но и с выработ­кой новых средств и факторов для достижения постав­ленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями приня­тия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики пред­принимательство приобретает социальную функцию, выра­жающуюся в возможности каждого дееспособного инди­видуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства про­является в принятии предпринимателями самостоятель­ного решения об организации собственного дела, его ди­версификации, во внедрении внутрифирменного предпри­нимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпри­нимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: