Внешняя предпринимательская среда

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

Под предпринимательской средой следует понимать ложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринима­тельскую среду, которая и представляет собой интегриро­ванную совокупность различных (объективных и субъек­тивных) факторов, позволяющих предпринимателям до­биваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и догово­ров и получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда разделяется на внешнюю независимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда складывается на основе развития производительных сил, совершенствования про­изводственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного кли­мата, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свобо­ды как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а как второе условие — организа­ционно-хозяйственное новаторство. Эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафик­сированы в Конституции РФ. В частности, в ней записа­но, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предприниматель­ской деятельности; никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринима­тельской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землей и другими природ­ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и, наконец, признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпри­нимательства. Внешняя среда по отношению к предпри­нимателям является средой объективной и действует не­зависимо от их желания.

Внешняя предпринимательская среда включает следу­ющие подсистемы:

1) важную роль в развитии в стране предпринимательства играют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов, необходимых
для развития их деятельности;

2) для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества;

3) развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защища­ющей цивилизованных предпринимателей от противо­правных действий органов государственной (муници­пальной) власти и должностных лиц, криминальных

структур;

4) усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.

5) институционально-организационная среда, развитие которой выступает важнейшим условием формирования
предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям;

6) социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;

7) культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;

8) научно-техническая, технологическая среда;

9) наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;

10) физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций;

11) отсутствие природных катаклизмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: