Органы финансового контроля. Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области.

Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на:

  1. органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными;
  2. органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.

К первым относят органы государственной власти и государственного управления общей компетенции. Для этих органов контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, указы, положения. Так, Правительство осуществляет контроль за формированием валютного фонда, его расходованием, согласно положению об этом фонде.

В РБ придаётся большое значение совершенствованию финансового контроля. Поэтому в этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы контроля.

Так, в 1997 г. был создан Комитет государственного контроля (КГК), но к этому времени были упразднены Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете министров РБ.

Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти в пределах своей компетенции.

Главным специализированным органом является КГК. Он осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

В функции этого органа входит осуществление контроля за:

  1. исполнением законодательных актов, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
  2. расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных и социально-экономических программ;
  3. инвестиционной деятельностью органов государственного управления и субъектов хозяйствования;
  4. использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
  5. движением валютных ресурсов на территории РБ;
  6. состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также другие задачи, косвенно или прямо связанные с финансовыми отношениями.

Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, которые закреплены в Конституции РБ.

На высшем уровне государственного финансового контроля основные функции возлагаются на Парламент и органы, которые подчиняются Парламенту. Здесь создаются комитеты по вопросам финансов, бюджета, налогов и другим вопросам финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением законодательства, за реализацией финансовой политики органами власти и, главным образом, бюджетом.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено министерство финансов. Оно осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции РБ в мировое хозяйство, выполнением требований прямых финансовых законов, законодательства в области финансов, исполнением республиканского бюджета, состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансов санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины.

Аналогичные функции на местном уровне реализуют городские и областные финансовые управления и районные финансовые отделы.

В системе министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление (КРУ) и его органы на местах. Основные задачи:

  1. осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, организациями, предприятиями, учреждениями, а также исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе и иностранной валюты, которые выделены из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершённых ими финансово-хозяйственных операций;
  2. проверка работы финансовых органов республики по организации, распределению и использованию бюджетных средств;
  3. проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных организаций;
  4. анализ действующей в РБ системы ведомственного контроля за использованием государственных материалов и денежных средств.

К специальным органам финансового контроля также относится Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции а местах. Его главная задача – осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законов о налогах и предпринимательстве, правильности исчисления налогов, полнотой и своевременностью внесения их в бюджет.

Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля.

Значительный объём контрольных полномочий присутствует и в компетенции Национального банка РБ, Государственного страхового надзора, Департамента по ценным бумагам.

Ещё одним органом финансового контроля является Государственный комитет финансовых расследований. Он создан указом Президента в 1998 г. с целью усиления финансового контроля за выполнением законодательства о налогах и предпринимательстве. Он руководствуется в своей деятельности Законами РБ «О милиции», «О государственных налоговых инспекциях в РБ», «Об оперативно-поисковой деятельности». В его задачи входит:

  1. предупреждение и выявление нарушений в сфере применения законодательства о налогах и предпринимательстве;
  2. ведение следствия и предварительного следствия о делах по нарушению законодательства в области налогов;
  3. обеспечение охраны работников налоговых служб при исполнении ими служебных обязанностей;
  4. разработка и принятие в границах своей компетенции мер по предотвращению и установление явлений коррупции в государственных налоговых органах;
  5. взаимодействие с оперативными службами и следственными органами государства, которые ведут борьбу с преступлениями в сфере экономики.

Ещё одним органом, осуществляющим функции контроля, является казначейство. Оно существует в ряде стран с развитой рыночной экономикой, в том числе и в РБ, где подчинено Министерству финансов.

На казначейство возложены задачи определения, осуществления и контроля исполнения республиканского бюджета местных бюджетов, государственных бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств.

Оно занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объёма государственных финансовых ресурсов и оперативным управлением ими.

Совместно с Национальным банком органы казначейства должны обслуживать внешний государственный долг РБ.

Для контроля за использованием бюджетных и внебюджетных средств органы казначейства наделены следующими правами:

  1. могут осуществлять проверку денежных средств на предприятиях, учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятии;
  2. применять к нарушителям штрафные санкции;
  3. приостанавливать операции по счетам бюджетных организаций;
  4. принудительно взыскивать использованные не по назначению бюджетные средства.

Организационно казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят:

  1. Главное управление республиканского казначейства Министерства финансов РБ;
  2. территориальные органы по областям и районам.

В настоящее время казначейство входит в состав Главного управления Министерства финансов по областям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: