Сущность аудиторского контроля и его отличие от государственного

Финансовый аудит – это независимая деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов про проведению экспертиз и анализа финансовой отчётности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счёт.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта, бухгалтерской и финансовой отчётности и других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и/или проверки их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской или финансовой отчётности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской /финансовой отчётности и соответствия совершаемых финансовых/хозяйственных операций законодательству.

Необходимость аудита обусловлена:

1) государственными интересами, а именно необходимостью охватить финансовым контролем как государственные, так и негосударственный сектор экономики;

2) интересами предприятий и организаций всех форм собственности;

3) аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей отчёты и способными допустить в них искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками и другими различными получателями информации, которые заинтересованы в достоверности данных

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности, которая выдаётся Министерством финансов РБ.

В случае проведения аудиторской проверки банков, НКФО, необходима дополнительная лицензия для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе. Она выдаётся Нацбанком РБ.

Для проведения внешнего аудита страховых компаний также необходима дополнительная лицензия, которая выдаётся Министерством финансов.

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.

В РБ аудиторская деятельность регулируется законом «Об аудиторской деятельности», который предусматривает следующие виды аудиторских услуг:

1) составление заключений о формировании уставного капитала, о состоянии и достоверности отчётности о финансовом положении субъектов хозяйствования;

2) услуги по постановке и ведению бухгалтерского учёта, восстановлению его;

3) составление деклараций о доходах и финансовой отчётности;

4) анализ финансово-хозяйственной деятельности;

5) анализ активов и пассивов организации;

6) информационное обслуживание заказчиков;

7) консультирование по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.

Законодательными актами могут быть установлены и другие сопутствующие аудиту услуги.

Аудит может быть внутренним и внешним. Внешний аудит – это независимая форма аудита, внутренний – это ведомственная форма контроля субъекта хозяйствования.

Задачи аудита схожи с задачами государственного контроля – это определение достоверности проверяемой информации, соответствие совершаемых хозяйственных операций действующему законодательству.

Однако, имеются и существенные отличия аудита от государственного контроля:

1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т.е. направлен на защиту клиента. Государственный контроль в первую очередь направлен за защиту интересов государства.

2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите горизонтальные, добровольные и на договорной основе, а при ревизии и проверке – вертикальные, т.е. в порядке административного назначения.

3) аудиторские услуги оплачивает клиент или орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения по согласию клиента. Ревизия же оплачивается вышестоящим органом или государством.

4) аудитор может проводить проверки выборочным методом, но при обнаружении нарушений, имеет право ею ограничиться и предоставить возможность клиенту самому исправить ошибки за весь период. Ревизор же данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь проверяемый период для определения размеров ущерба и установления виновных лиц.

5) эффект аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит / на результат аудиторской проверки. Эффект ревизии определяется соответствующим контролирующим органом.

6) результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента. По результатам ревизии составляется акт или справка, содержащая организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых в последующем контролируются.

7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита, а ревизоры имеют право придать их гласности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: