Виды финансового контроля. Финансовый контроль зависит от целей и задач, функционального назначения и подразделяется на государственный и аудиторский

Финансовый контроль зависит от целей и задач, функционального назначения и подразделяется на государственный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный применяется в отношении любого объекта контроля вне зависимости от подчинённости и форм собственности. Его осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, таможенные и кредитные учреждения, госкомитеты, на которые возложены функции контроля.

В странах с рыночной экономикой государственный финансовый контроль обеспечивает реализацию финансовой политики государства и распространяется только на звенья системы государственных финансов: государственный бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий.

Деятельность негосударственных предприятий и органов контролируется лишь в части соблюдения финансовой дисциплины при выполнении государственных заказов, при предоставлении им субсидий и кредитов и при составлении налоговых деклараций.

В РБ государственный финансовый контроль особое внимание уделяет своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов, соблюдению законности в расходовании государственных средств и соблюдению правил составления отчётов и отчётности.

Государственный финансовый контроль охватывает процесс формирования и использования средств республиканского бюджета и смет расходов.

Ведомственный финансовый контроль является частью государственного финансового контроля. Для его осуществления в составе республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления создаются специальные подразделения – КРУ (контрольно-ревизионные управления). Они контролируют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций, учреждений и других юридических лиц.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный. Первый осуществляют все министерства и ведомства, а второй – специальные службы: бухгалтерии, финансовые отделы, контрольно-ревизионные службы предприятий, учреждений, организаций.

Финансовый контроль также осуществляют аудиторские фирмы и независимые аудиторы.

Аудит – это независимый платный вид контроля, который производится на основании заключённых договоров. Аудит – это не только проверка, но и система оказания платных услуг по постановке бухгалтерского учёта, составлению отчётности, анализу и выбору оптимального решения. Аудит бывает внутренний и внешний.


4. Формы финансового контроля

Существуют различные формы финансового контроля. Под формами финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Поэтому выделяют следующие формы контроля:

1. предварительный;

2. текущий;

3. последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансово-хозяйственной операции. Его цель – предупредить незаконные действия и нецелевое расходование средств, а также несоблюдение действующего законодательства. Он является более эффективной формой контроля, так как носит предварительный характер. Осуществляется в процессе планирования, рассмотрения планов и смет, проектов законодательных актов, касаемых бюджетных вопросов. Такой контроль осуществляют:

1. министерства и ведомства – путем анализа финансовых планов и смет;

2. кредитные учреждения – путем проверки правильности составления платежных документов до оплаты и контроля за наличием средств на счете;

3. финансовые органы – при рассмотрении проектов бюджетов при финансировании бюджетных учреждений до перечисления средств (осуществляет казначейство);

4. налоговые органы – при постановке на учет юридических и физических лиц и при проверке расчетов по налогам до уплаты их в бюджет;

5. Комитет госконтроля – при рассмотрении проектов законодательных актов по бюджетным, налоговым и иным финансовым вопросам.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения финансовых планов, смет бюджетных организаций, бюджетов, во время оформления и совершения операций, а также при перечислении налогов в бюджет.

Возложен он на работников экономических служб субъектов хозяйствования. Они должны следить за своевременным выполнением производственных программ, реализацией готовой продукции и выполнением обязательств перед бюджетом. Он осуществляется ежедневно, систематически при рассмотрении текущей финансовой информации и ее анализе с целью устранения сбоев и нарушений и закрепления положительного опыта работы.

Последующий финансовый контроль осуществляют практически все контролирующие органы. Он проводится после проведения финансово-хозяйственных операций, после поступления средств в бюджет, после завершения отчетного периода и финансового года в целом. При этой форме контроля устанавливается достоверность отчётных данных, полнота отражения доходов, законность и целесообразность расходов и целевое их использование.

На основе последующего финансового контроля принимаются меры по устранению недостатков:

- устанавливаются виновные лица;

- принимаются меры по возмещению ущерба государству;

- в случае необходимости вносятся предложения по изменению действующего законодательства.

Данный вид контроля осуществляется с помощью проведения контрольных мероприятий. Под контрольными мероприятиями понимается проведение проверок, обследований, ревизий, анализа и других контрольных действий.

Проверка применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Проверки классифицируются по следующим принципам:

1. по организационному признаку:

– плановые;

– внеплановые.

2. по кругу вопросов:

– комплексные;

– тематические.

3. по объему охватываемых материалов:

– сплошные;

– выборочные;

– комбинированные.

Обследование – это комплекс мероприятий контрольного характера, в процессе которых устанавливается состояние контролируемого объекта по отдельным интересующим проверяющих вопросам.

Ревизия – это комплексно-документальная проверка производственной и хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность постановки и ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.

Анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, с помощью которой выявляются причины тех или иных результатов его деятельности и наличие предложений по улучшению имеющегося положения.

Анализ может проводиться как самим юридическим лицом, так и органами, осуществляющими контроль.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: