Происхождение государства и права. Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз

БИОБЕЗОПАСНОСТЬ

1. Понятие о биологической безопасности как составной части Национальной безопасности и устойчивого развития.

2. Международные нормы и законодательство РБ в области биотехнологий.

3. Общие требования к биобезопасности биотехнологических процессов.

4. Биотехнологии в решении экологических проблем. Биодеградация ксенобиотиков

5. Проблема безопасности ГМО/ГИО

6. Морально- этические аспекты клонирования человека.

Безопасность может быть биологической, экологической, экономической, продовольственной, военной и другой в зависимости от внутренних и внешних факторов.

Главнейшим объектом безопасности является человек. Его безопасность не может быть обеспечена без защиты безопасности среды его обитания и жизнедеятельности. В Концепции национальной безопасности особое место отводится безопасности в экологической сфере

v Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

v Биологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья человека от возможного опасного воздействия на них генетически модифицированных и иных биологических объектов, а также полученных из них продуктов и веществ различного назначения.

v Как видно из приведенных определений, национальная, экологическая, биологическая – это звенья одной цепи, которые объединяет термин «безопасность» – как состояние защищенности.

v Политика Республики Беларусь в области биобезопасности является частью ее политики в области охраны окружающей среды и здравоохранения в контексте обеспечения устойчивого развития. Основная цель Республики Беларусь в области экологически безопасного использования биотехнологий с позиции устойчивого развития

v состоит в том, чтобы:

v создать условия, позволяющие в максимальной степени использовать достижения современной биотехнологии,

v способствовать развитию генетической инженерии как одного из приоритетных научных направлений,

v гарантировать безопасность при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

v Отсюда - биобезопасность понимается как комплекс мер, направленных на устранение потенциально опасных последствий применения методов и продуктов биотехнологии.

v Государственная политика в сфере биотехнологий основывается на фундаментальных принципах, закрепленных в международных актах, стороной которых является Республика Беларусь, и в соответствующих актах национального законодательства.

КАРТАХЕНСКИЙ ПРОТОКОЛ К КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ –
международное соглашение о мерах и процедурах, необходимых для безопасного перемещения через государственные границы, переработки и применения продуктов современной биотехнологии

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. принята Конвенция о биологическом разнообразии. В ней провозглашается ответственность человечества за сохранение, устойчивое использование и долгосрочное развитие биологического разнообразия.

В 2003 году вступил в силу Картахенский протокол по биобезопасности, обязывающий обеспечивать надлежащий уровень защиты в области безопасной ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ генетически измененных организмов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека

q При определении целей Протокола в основу положен ПРИНЦИП ПРИНЯТИЯ МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ (фактически, презумпция виновности):

q ГМО и продукты их переработки считаются потенциально опасными, пока их безопасность не подтверждена всеми методами, указанными в соответствующих нормативных документах. При недостатке достоверной информации ГМО и полученная из них продукция требует соблюдения всех мер предосторожности, как если бы они действительно представляли угрозу серьезного ущерба для здоровья человека и биоразнообразия.

q Особое внимание в Протоколе уделяется соблюдению мер безопасности при перемещении ГМО через национальные границы.

Вся нормативная база по биобезопасности базируется на праве граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленном в Конституции Республики Беларусь (ст.46)

q Конституция РБ закрепляет право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (статья 34).

q Государственный контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Функции Национального координационного центра биобезопасности Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 963 от 19 июня 1998 г. возложены на Институт генетики и цитологии НАН Беларуси.

Создан сайт Национального координационного центра биобезопасности, основными задачами сайта являются:

предоставление информации о генно-инженерных организмах (ГИО) и безопасности генно-инженерной деятельности (биобезопасности) заинтересованным министерствам и другим республиканским органам государственного управления, юридическим и физическим лицам, средствам массовой информации;

обеспечение права граждан и общественных объединений на получение информации в области безопасности генно-инженерной деятельности;

обмен информацией с координационными центрами биобезопасности других стран и международными организациями.

Правовой регламент в сфере обеспечения биобезопасности в Республике Беларусь:

q Госпрограмма «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 гг. и на период до 2015 года», утв. Постановлением Совета Министров РБ от 23 октября 2009 г.,

q Указ Президента: «Об утверждении конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 14 декабря 1999 г., № 726

q Законы Республики Беларусь:

q «О безопасности генно-инженерной деятельности» от 9 января 2006 г., № 96-З (с изм. и доп.);

q «О присоединении Республики Беларусь к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» от 6 мая 2002 г., № 97-З;

q «О ветеринарной деятельности» от 2 июля 2010 г., № 161-З;

q «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г., № 217-З (с изм. и доп.);

q «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г., № 2583-XІІ

Постановления Верховного Совета, Совета Министров и Кабинета Министров:

q «О мерах по обеспечению выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 год)», 28 августа 1995, №470,

q «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления информации из информационного банка данных о генно-инженерных организмах». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 г. №1222,

q «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. №1195.

q «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2006 г. №1049.

q «Об утверждении положений о порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения, и выдачи разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. №1160.

q Постановления и приказы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственного таможенного комитета и др.

Единого закона, регламентирующего все аспекты в области биотехнологий, ни в одной стране мира не принято.
На сегодняшний день в Беларуси:

q отсутствуют нормы, регулирующие биотехнологическую деятельность с дикорастущими растениями и дикими животными в производстве, при использовании лекарственных средств, ветеринарных препаратов,

q не разработаны нормы, регламентирующие изолированное от обычных форм выращивание биотехнологических сортов растений и пород животных, особые требования к продуктам и сырью, созданным с использованием биотехнологий,

q отсутствуют нормы, регулирующие деятельность по клонированию животных и человека.

Деятельность любого биотехнологического производства может привести к возникновению экологических проблем общего и частного характера:

1. гибели естественных экосистем вокруг биотехнологических предприятий или неадекватному популяционному давлению одних видов живых существ на другие (например, разрастание цианобактерий в водохранилищах);

2) возрастанию стрессовых нагрузок на людей, проживающих вблизи крупных предприятий (выхлопные газы, шум, испарения, корпускулярные аллергены в атмосфере и пр.);

3) загрязнению окружающей среды биологическими и химическими агентами, которые используются в технологическом процессе и содержатся в отходах производства.

Биотехнологические производства и их продукция могут оказывать на человека, животных и растительный мир следующие виды повреждающего действия:

v развитие инфекционных, паразитарных и других заболеваний;

v токсическое действие;

v аллергенное действие;

v общее и местное неспецифическое (раздражающее) действие;

v действие на генетический аппарат клеток.

Общие требования к биобезопасности биотехнологических производств и их продукции:

v наличие полной информации об используемых в производстве микроорганизмах, их генно-инженерных вариантах, материалах, оборудовании и животных;

v организация производственного процесса должна обеспечивать его безопасность внутри и вне производственных помещений и предусматривать превентивные действия для недопущения выпуска в окружающую среду потенциально опасных микроорганизмов (токсинов),

v производитель должен обеспечивать безопасность продукции и гарантировать ее соответствие назначению и требованиям нормативной документации и обязан обеспечивать мониторинг безопасности продукции после размещения ее на рынке.

v для контроля соблюдения на производстве режима безопасности должна работать комиссия по режиму безопасности. На каждом производственном участке должен быть сотрудник, ответственный за соблюдение безопасности.

Экологически безопасная схема биотехнологического производства обязательно должна включать стадии
ИЗОЛЯЦИИ И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ всех технологических отходов

v Биотехнологические отходы относятся, как правило, к типу разлагающихся в природных условиях

v Однако они могут содержать патогенные микроорганизмы, тканевые культуры и т.д., а также органические и неорганические вещества, которые при попадании в окружающую среду могут послужить причиной экологической катастрофы.

v Поэтому на предприятии должны быть созданы условия для предотвращения хищений подлежащих уничтожению вспомогательных материалов, исходного сырья, отходов и забракованной продукции, с целью исключить попадание используемых микроорганизмов и отходов в окружающую среду.

v Качество отходов диктует выбор метода их обезвреживания.

Специфика производства биотехнологической продукции требует строгого соблюдения нормативно-правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности, на всех этапах технологического процесса, включая контроль продукции.

Все производственные процессы должны быть регламентированы и документированы и должны обеспечить неизменность производства продукции, отвечающей требованиям безопасности и другим параметрам качества.

Система GMP - единая система требований по организации технологических процессов и контрольных испытаний промежуточных и конечных продуктов на всех стадиях производственного процесса, позволяющая обеспечить безопасность биотехнологических производств

Комплекс базовых стандартов профессиональной практики, регулирующих изучение, оценку и производство лекарственных препаратов:

v Надлежащая клиническая практика (GCP)

v Надлежащая производственная практика (GMP)

v Надлежащая лабораторная практика (GLP)

Государство должно не только обеспечить контроль над соблюдением нормативов по безопасности биотехнологических производств, но и централизованно покрыть часть расходов на установление таких систем. Такого подхода требуют интересы современного общества и будущих поколений.

Ксенобиотики — условная категория для обозначения чужеродных живым организмам химических веществ, естественно не входящих в биотический круговорот.

Повышение концентрации ксенобиотиков в окружающей среде связано с хозяйственной деятельностью человека.

Ксенобиотики могут вызвать повышение частоты аллергических реакций, гибель организмов, изменить наследственные признаки, снизить иммунитет, нарушить обмен веществ, нарушить ход процессов в естественных экосистемах.

Примеры ксенобиотиков:

Ø тяжёлые металлы

Ø фреоны

Ø нефтепродукты

Ø пластмассы, особенно это относится к пластиковой упаковке (полиэтиленовые пакеты, пластиковые ПЭТФ-бутылки и т.д.)

Ø полициклические и галогенированные ароматические углеводороды

Ø пестициды

Ø синтетические поверхностно-активные вещества

Ø радионуклиды,

Ø синтетические красители,

Ø полиароматические углеводороды и др.

Некоторые вещества, относимые к ксенобиотикам, могут быть найдены в природе: диоксины образуются в результате естественных процессов, таких как извержения вулканов и лесные пожары.

Часть этих проблем решают биотехнологии, создавая с помощью генетических манипуляций рекомбинантные микроорганизмы, способные к деградации нескольких соединений.

v Разные штаммы Pseudomonas способны расщеплять более 100 органических соединений.

v В биодеградации ксенобиотика обычно участвуют несколько ферментов. Кодирующие их гены чаще входят в состав крупных плазмид, получивших название Д-плазмид.

v Можно переносить плазмиды, которые кодируют ферменты разных катаболических путей, в один реципиентный штамм.

Решение проблем окружающей среды (переработка отходов, очистка воды, устранение загрязнений) составляет предмет экологической

— препарат «Родобел-Т» на основе микроорганизмов рода Rhodococcus для разрушения нефти и ее производных в почве обеспечивает разрушение нефти и дизтоплива на 90% уже через 2 месяца после внесения в почву, в то время как в естественных условиях разложение нефти в почве происходит за 5 и более лет (А.С.Самсонова, А.Э.Томсон, З.М.Алещенкова и др. 2000).

— В Институте генетики и цитологии НАН Беларуси выделена аэробная грамотрицательная бактерия, изолированная из ризосферы кукурузы, способная к минерализации гербицида симазина и некоторых других хлорированных симмтриазинов.

АЭРОТЕНКИ для частичной и полной биологической очистки сточных вод -железобетонные резервуары глубиной 3-6 м и шириной 6-10 м.

q В аэротенке осветленная сточнные сточные воды смешиваются с активным илом. Активный ил - это скопление микроорганизмов, способных сорбировать на своей поверхности органические загрязнения и окислять их в присутствии кислорода воздуха. Эта смесь по всей длине аэротенка продувается воздухом.

q Из аэротенка смесь направляется во вторичный отстойник, где активный ил осаждается и затем возвращается в аэротенки.

q Разложение органического вещества в аэротенке протекает в три фазы:

q сорбция органических загрязнений на хлопьях активного ила и окисление легкоокисляющихся органических веществ,

q окисление трудноокисляющихся органических веществ и регенерация активного ила, т. е. восстановление его сорбирующей способности.

q нитрификация аммонийных солей.

МЕТАНТЕНКИ - резервуары для анаэробного сбраживания, с помощью бактерий и других микроорганизмов, органической части осадка сточных вод

Распад органических веществ в метантенках протекает в 2 фазы:

q из углеводов, жиров и белков образуются жирные кислоты, водород, аминокислоты и пр.

q разрушение кислот с образованием преимущественно метана и углекислого газа.

В метантенк подаётся смесь свежего осадка из первичных отстойников и избыточный активный ил из вторичных отстойников после аэротенков.

Смесь газов (биогаз), выделяющихся при сбраживании, состоит преимущественно из метана (до 70%) и углекислого газа (до 30%).

В Картахенском Протоколе по биобезопасности применяется термин "живой модифицированный организм" (ЖМО). В Ст. 3 следующее определение ЖМО: "любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии".

В неофициальной литературе чаще используют термин ГМО (генетически модифицированные организмы).

В мире ГМ-растения выращивают 29 стран. Лидеры по объему посадок - США, Бразилия, Аргентина и Индия.

В Евросоюзе ГМ-культуры практически не выращиваются.

Около 60% мировых посевных площадей ГМ-культур занимает соя, 23% ― кукуруза. Технические культуры занимают меньше: хлопчатник ― 11%, рапс ― 6%.

Современные биотехнологии увеличивают общую эффективность выращивания хлопка на 300%, сои ― на 45%, кукурузы ― на 14%.

v Модификация генетических структур с целью направленного совершенствования биологических объектов затрагивает коренные механизмы формирования важнейших свойств живых организмов:

v наследственности,

v изменчивости,

v адаптации и устойчивости,

v продуктивности и качества.

Поэтому развитие генной инженерии воспринимается как

НОВЫЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ.

v Взаимодействие ГМО с разнообразными экосистемами не изучено. Применение методов современной биотехнологии, даже без злого умысла, потенциально может нанести вред биосфере Земли и здоровью человека. Серьезное беспокойство общества во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, вызывает то обстоятельство, что последствия такого вмешательства не всегда могут быть точно и своевременно выявлены и спрогнозированы.

Генетически модифицированные организмы могут проявить свойства, не предусмотренные их разработчиками:

v исходно безвредные микроорганизмы могут оказаться заразными, растения - более конкурентоспособными,

v возможно отрицательное воздействие ГМО на биоразнообразие, скрещивание ГМО с обычными организмами того же или родственных видов,

v существует риск возникновения сорняков с устойчивостью к гербицидам и насекомым, так как не исключена возможность передачи модифицированных генов диким растениям,

v ГМО могут отрицательно действовать на другие виды организмов, например, растения, устойчивые к вредителям, могут представлять опасность для полезных насекомых,

v трансгенные растения могут стать прямой угрозой для человека, домашних и диких животных.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ влияния на организм человека и животных, связанные с употреблением ГМО, можно разбить на пять основных групп:

Ø. непосредственное действие токсичных и аллергенных трансгенных белков ГМО на человека и других теплокровных;

Ø 2. риски, обусловленные плейотропным действием трансгенов;

Ø 3. риски, вызванные накоплением гербицидов и их метаболитов в устойчивых сортах и видах растений;

Ø 4. риски горизонтального переноса трансгенов, в том числе генов устойчивости к антибиотикам, в геном симбионтных бактерий человека и животных;

Ø 5. риски производства биологически активных веществ с помощью ГМО.

Соблюдение разработанных национальными и международными организациями мер безопасности снижает вероятность риска, связанного с применением ГМО.

ФИЗИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ – физико-технические меры безопасности, для предотвращения утечки живых организмов, содержащих рекомбинантные ДНК, из лабораторий или производственных помещений.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГМО В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ – санкционированное внесение ГМО в окружающую среду:

q контролируемое – ограниченные полевые испытания на изолированных участках – полигонах (в том числе испытания на экологическую безопасность) с применением специальных мер ограничения рисков;

q запланированное – высвобождение в окружающую среду без использования специальных мер ограничения рисков (в том числе сортоиспытания);

q широкомасштабное – высвобождение ГМО при использовании в хозяйственной деятельности.

С 1996 г. ― времени выхода на рынок первого ГМ-продукта ― трансгенного помидора и по 2011 г. достоверных данных о пищевой опасности распространенных сортов ГМ-растений не получено.

Индия отказалась от гуманитарной помощи США продуктами на сумму $100 млн. в год.

2. Китай запретил в продажу ГМ продукты внутри своего рынка, но за рубеж вывозит.

3. Не используют Словения, Австрия, Греция, Франция, Люксембург, Великобритания.

4. В Великобритании обязывают маркировать продукты даже в ресторанных меню.

5. Италия не закупает трансгенные семена.

. В Беларуси модифицированные гены содержатся только в сое корма для крупного рогатого скота (исследуется более 3000 продуктов в год).

Единственная доказанная опасность ГМО – повышенная аллергенность.

v Людям, страдающим аллергией, нужно с осторожностью употреблять ГМО. Трансгенные продукты имеют химический состав, несколько отличающийся от естественных продуктов.

v Безопасность ГМО для человека и животных, перед выдачей разрешения на коммерческое использование, тщательно исследуется, однако определить степень аллергенности очень трудно, так как чувствительность к аллергенам у каждого человека – индивидуальна.

Беларусь Ведется регламентная предварительная экспертиза и соответствующей маркировке подлежат все продукты, содержащие ингредиенты ЖИО/ГМО, независимо от их концентрации. На ценниках и стикерах красным цветом должно быть указано их наличие.
ЕС, СНГ, Россия, Молдова После экспертизы маркируются только те продукты (корма), в которых содержится более чем 0,9% ингредиентов из ЖИО/ГМО - это не количество ГМО, а количество встроенного чужеродного гена в молекулу ДНК (Соя, модифицированная по какому-то одному гену, всегда будет иметь этот показатель ниже 0,9 процента).
США Специального маркирования продуктов питания из ЖИО/ГМО (или содержащих ГМ-ингредиенты) не требуется, так как нет оснований полагать, что они существенно отличаются от традиционных, поэтому не представляют собой какие-либо новые (увеличенные) риски для здоровья потребителей. Маркировка изменяется, если в ходе экс- пертизы будут найдены отличительные особенности, которые надлежит указать на этикетке; если же содержание белков и ДНК ЖИО мало (от 0,1 до 0,5 %), то и такая маркировка не обязательна

Потребитель должен четко знать, что он покупает и иметь возможность выбора.

v Статьей 12.46 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривается ответственность за не предоставление потребителям сведений о продовольственном сырье и пищевых продуктах, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов) и пищевых добавок, либо предоставление таких сведений, содержащих недостоверную информацию.

v В 2011 г. открыт Республиканский центр по генетическому маркированию и паспортизации растений, животных, микроорганизмов и человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси (Республиканский центр геномных биотехнологий). Аналогов в СНГ нет.

v В основном "попадаются" соя и кукуруза: 1 - 2 образца за год. Из 14.000 протестированных продуктов лишь в 0,97 процента были обнаружены ГМО.

В 2011 году - 0,21 процента.

КЛОНИРОВАНИЕ - искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа.

У женской особи берется яйцеклетка, из нее микроскопической пипеткой вытягивается ядро. Затем в безъядерную яйцеклетку вводится любая клетка, содержащая ДНК клонируемого организма. Фактически, она имитирует роль сперматозоида при оплодотворении яйцеклетки. С момента слияния клетки с яйцеклеткой начинается процесс размножения клеток и рост эмбриона.

КЛОНИ́РОВАНИЕ ЧЕЛОВЕ́КА — действие, заключающееся в формировании и выращивании принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего

Практическое медицинское применение клеток, полученных путем клонирования, огромно и обусловлено тем, что все эти клетки являются стволовыми и недифференцированными, то есть могут превратиться в любую ткань. А генетическое сходство с клетками донора не вызовет осложнений.

Наиболее перспективными признаны технологии клонирования
для лечения бесплодия и выращивание из стволовых клеток
«заплаток» для больных органов. Перспектива использования стволовых клеток осложнена тем, что при попадании в организм возможно их непропорциональное деление, что вызывает развитие опухоли.

q Основной морально-этической проблемой является то, что стволовые клетки получаются из эмбрионов самых ранних стадий развития. Особенно горячо на этот счет высказываются представители церкви: «Эмбрион человека — это не источник клеток, а настоящая человеческая жизнь».

q Еще одна существенная проблема связана с тем, что донорские клетки можно получить только от женщины. Женщины из бедных регионов пойдут на продажу своих яйцеклеток, потому что это хорошо оплачивается.

Из всего этого ясно, что терапевтическое клонирование не имеет однозначной оценки. С одной стороны, клонирование открывает новые горизонты в медицине и науке, а с другой стороны, ставит человечество перед сложным нравственным выбором.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ вопросы:

• морально ли то, что человек появляется искусственно, а не естественно;

• есть ли у людей право создавать себе подобных (ставя себя на место природы, бога) и др.

ЮРИДИЧЕСКИЕ вопросы:

запрещать или не запрещать данную процедуру, наложить временный запрет,

законодательное регулирование правового положения клонов,

регламентация процедуры клонирования.

Юридические вопросы, подразделяются на
- ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ (допустимо ли клонирование?) и
- ПРОИЗВОДНЫЕ, т.е. возникшие после того как клонирование человека будет разрешено (т.е. появится необходимость в регламентации самой процедуры, например вопросы: как должно быть оформлено согласие человека на свое клонирование, существуют ли группы людей которых клонировать должно быть запрещено) и начнут появляться клоны людей (правовое положение клонов, в частности признавать клона равным человеку.)

Вопрос о допустимости клонирования исключительно важен, рассматривается в рамках законодательств отдельных государств и на международном уровне.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ могут быть разделены на две основные группы:

1) категорически запрещающие оба вида клонирования,

2) содержащие в себе запрет лишь репродуктивного клонирования:

q Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997 г.)

q Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.). Ст. 3 Хартии: каждый человек имеет право на личную неприкосновенность и неприкосновенность психики, которые в области биологии и медицины обеспечиваются, в том числе запретом репродуктивного клонирования человеческих существ,

q Декларация ООН о клонировании человека (2005 г.), носящая рекомендательный характер (запрещается любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, будь то живому или мертвому). Значение этого международного документа заключается в том, что в нём впервые определена позиция международного сообщества по проблемам клонирования человека и задан импульс для дальнейшего развития этого ЗАПРЕТА на различных уровнях правового регулирования.

С этической точки зрения клонирование человека с репродуктивной целью вызывает однозначно негативную оценку. По закону клонирование запрещено в 50 странах.

Законодательства отдельных государств, в отличие от международных документов, как правило, не различают репродуктивного и терапевтического клонирования и запрещают любой из этих типов, зачастую даже под угрозой уголовной ответственности.

q Закон ФРГ о защите эмбрионов 1990 г. провозглашает преступлением создание эмбриона генетически идентичного другому эмбриону.

q В Дании любые исследования в области клонирования запрещены Актом о системе научных комитетов по этике и управлению биомедицинскими исследованиями.

q Аналогичное законодательство имеет Италия, Нидерланды, Турция и Бельгия, Франция.

q В РФ продлен Закон о временном запрете на клонирование человека, принятый Государственной Думой 19 апреля 2002 г.,

Уголовная ответственность за клонирование человеческих существ на территории постсоветского пространства впервые была установлена в законодательстве Молдовы

В Республике Беларусь соответствующая правовая база отсутствует.

— Директивой Европейского союза о правовой защите биотехнологических изобретений (1998 год)

ЗАПРЕЩЕНЫ к ПАТЕНТОВАНИЮ процессы клонирования человеческого организма, использования человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях, модификации генетической идентичности эмбрионов человека и животных, элементов человеческого тела, клеток, генов и ДНК.

В законодательстве Республики Беларусь не предусмотрены аналогичные меры.

— А так как наша страна не является участницей международных документов, запрещающих клонирование человеческих существ, и белорусское законодательство обходит данный вопрос молчанием, следует прийти к выводу, что клонирование человека в Республике Беларусь разрешено.

— Конечно, это не является результатом чьего-то злого умысла, а, скорее, невниманием отечественного законодателя к данной проблеме.

Лицензией на клонирование человека сегодня в мире обладают несколько компаний:

q клиника репродукции Sydney IVF в Австралии,

q Исследовательский центр генетики в британском Эдинбурге

q и два научных коллектива из США.

Необычный документ подтверждает, что ученые этих центров имеют право клонировать человеческие эмбрионы, но при этом обещают не подсаживать их в организм женщины для вынашивания и рождения, что категорически запрещено действующим законодательством этих стран (репродуктивное клонирование в Великобритании карается тюремным заключением сроком до 10 лет).

Обладатели лицензий обязаны строго отчитываться перед национальными биоэтическими комитетами о своей работе.

Однако, законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического клонирования повсеместно приведёт к его переходу в репродуктивное.

Технология клонирования затрагивает ряд фундаментальных прав человека: право на жизнь, право на достоинство, генетическую целостность личности.

Существуют разные проблемы, касающиеся клонов человека, например, социальный аспект:

самый запутанный вопрос – идентификация отцовства, так как в клонировании участвуют три особи: донор клетки, донор яйцеклетки и суррогатная мать. Хорошо, если клетка берётся от мужчины (тогда ясно, кто отец), но можно клонировать и женскую клетку. Клетка может быть взята и у мертвого человека, и это породит ряд новых вопросов.

q Непонятно, как быть с имущественными правами клонированных людей, эта проблема может быть урегулирована в случае однозначного ответа на вопрос об идентификации материнства и отцовства.

q Клонированные люди должны будут обладать всеми основными конституционными правами.

q Каковы психологические аспекты адаптации клона в обществе? Не будет ли он чувствовать себя ущербным, не таким как все?

q Каким будет диапазон его интеллектуального развития?

q Кто гарантирует тайну происхождения такого ребенка?

q Клонирование человека может стать особо изощренным видом суррогатного материнства. Это явное потенциальное нарушение прав человека, а именно прав матери и ребенка. Ведь и мать, и младенец легко могут быть использованы в качестве генетического материала.

Однако этими вопросами озабочены, как правило, наиболее развитые страны, такие, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Россия и некоторые другие.

q Такая ситуация представляется весьма небезопасной, так как территория иных государств, в которых пусть даже и не проводятся широкомасштабные исследования в данной области, может стать полигоном для проведения соответствующих экспериментов по созданию генетически идентичных людей.

q Эксперты предупреждают, что в бедных странах уже развился черный рынок суррогатного материнства и торговли половыми клетками. Найти в этой среде женщин, которые согласятся выносить клонированные эмбрионы, не составит большого труда.

q Несмотря на это, разработка универсального законодательства, запрещающего клонирование эмбрионов, по мнению большинства экспертов, на сегодняшнем этапе ничего не решит — большая часть стран его просто не подпишет, побоявшись оказаться через пару десятков лет в числе аутсайдеров.

Новое животное, как оказалось, может иметь совершенно идентичный донорскому набор генов, но при этом внешне выглядеть иначе: клонированный котенок имеет не только совсем другой характер, но и иначе расположенные пятна на спине (проф. Майметс).

Ø Молекулярные биологи делают разные предположения, пытаясь объяснить этот феномен. ДНК содержится не только в ядре донора, но и в митохондриях. По всей вероятности, происходит какое-то неизвестное нам взаимодействие двух систем.

Ø Проф. С.Савельев, создатель трехмерной карты мозга, считает, что сознание донора и клона будут кардинально отличаться. Получить два одинаковых мозга невозможно, потому что в геноме не заложена информация о его форме. Рост и формирование мозга — явление подверженное влиянию массы внешних факторов. От чего зависит этот процесс — доподлинно неизвестно.

Основные вопросы:

  1. Социальная организация первобытного общества.
  2. Возникновение государства.
  3. Возникновение права.
  4. Основные теории происхождения государства и права.

Характеристика догосударственной организации общества.

Человек существует более 2 млн. лет. Самое первое государство появилось около 5 тыс. лет тому назад. Т.о., государственность и правовые системы появились сравнительно недавно как продукт цивилизации. Большую часть своей сознательной истории человек жил в негосударственно-правовой организации общества.

Первая форма организации жизнедеятельности разумных людей — первобытное общество. Изучение этого периода важно для понимания процесса, который в дальнейшем привел к пониманию государства и права. Истоки государства и права коренятся еще в первобытном обществе.

Социальная археология выделяет два этапа развития общества: этап присваивающей и этап производящей экономики. Переход от одного типа экономики к другому произошел в результате неолитической революции. Неолит — новый каменный век. Это понятие ввел в науку английский археолог Чайлд в середине 20 века. Он характеризует неолит как принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни общества. Значительную часть времени в условиях первобытного общества человек жил в форме первобытного праобщины, а затем через родовую общину, ее последующее развитие и разложение пришел к появлению государства, а нормативная система первобытного общества сменилась правовой системой.

Присваивающая экономика характеризовалась следующим: человек довольствовался лишь тем, что ему предоставляла природа. Это был путь собирательства, охоты, рыболовства. В качестве орудий труда он использовал природные продукты (палки, камни). Первобытное общество, которое базируется на присваивающей экономике — это общество достаточно однородное. Люди в нем отличаются лишь по возрасту, полу, религии, а также принадлежностью к родовой организации.

Род, родовая община — это общность людей, которая основана на кровном родстве, общности имущества и совместном (коллективном) труде. Родовая община объединяла несколько поколений. Община возглавлялась наиболее мудрым и авторитетным членом общины. Она предполагала наличие необходимой определенной степени организованности. Потому в общине имелись регулятивные правила, регулировавшие социальные связи между членами. Родовая община предполагала личностную, кровную, а не территориальную общность людей. Потребность в защите и охоте привела к объединению в большие коллективы — племена и союзы племен. Отличительной особенностью общины было наличие естественного разделения труда между взрослыми, детьми и стариками, меж мужчинами и женщинами (половозрастное деление общества). Это возрастное деление привело сначала к парному браку, потом к запрету кровосмешения, затем появлению семьи, которая также стала продуктом развития общества. В родовой общине было общественное самоуправление. Власть носила общественный характер, поскольку источником власти была сама община. Именно она формировала органы самоуправления, которыми были общее собрание взрослых членов общины (наиболее важные вопросы жизни коллектива), старейшины и совет старейшин(в племени). Позже появляется фигура вождя. Наконец в общине существовало еще и лицо, которое выполняло функции духовного руководства, поскольку брало на себя функции толкователя норм — это способствовало выживанию. Жрец, или шаман.

Поскольку власть основывалась на авторитете и не располагала принудительным аппаратом. Потестарная власть от лат. Potestas — власть, мощь. Нарушитель мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины. Таким образом, для власти первобытного общества были характерны следующие особенности:

l верховную власть осуществлял совет общины, где все имели равные права и обязанности

l отсутствие аппарата в общине. Вождь был таким же членом общины, как и остальные.

l Власть базировалась на моральном авторитете

l род обеспечивал защиту всех своих членов;

l выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер власти

Процесс появления государственности связан уже с другой эпохой, начавшаяся после Неолитической революции(12-10 тыс лет до н.э.), которая случилась в результате кризиса предыдущей системы. Человек стал искать новые способы добывания пищи. Все это обусловило переход от собирательства к производящей экономике, т.е. к новому способу существования. Переход этот был очень длительный. Произошел переход к скотоводсту, земледелию, изготовлению керамических изделей. Имение способа добывания пищи развивало не только экономическую сферу жизни общества, но и на все другие. В результате перехода резко ускорилось развитие общества, началось разделение труда, а за ним демографический взрыв. Все это привело к диффернциации общества, усложнению социальных связей общества. Такое усложнение социальной жизни закономерно потребовало новых форм организации управления общественными делами. Появились специльные должностные лица, а в дальнейшем и органы, которые занимались исключительно управленческими функциями. Постепенно появлялся государственный аппарат публичной власти, которая отличалась от патистарной.

Таким образом, государство появляется на свет не в результате одномоментного стечения обстоятельств, а как результат естественного развития общества и прежде всего экогомической основы общества, которая вызвала к жизни общественное разделение труда, специализации на какой-то работе, что повлекло за собой появление неравенства.

Вопрос возникновения государстввенности очень сложен. Существуют различные концепции появления и развития государства. Все, что выше, - истрико-материалистическая концепция, основанная на данных археологии. Однако следует иметь в виду, что исторический процесс полностью реконструировать невозможно. Мы лишь можем высказывать гипотезы, которые не являются аксиомами. В связи с этим существует несколько теорий возниконовения и развития государства.

В последнее время повилось ряд работ, в которых изложены эти различные. Кашанина, Майцев, Минский ГУ (Широкий). Журнал «Государство и право». Мононорматика и начально право(2001 год). Для курсовых!!!!!!!!!

Появление государства — длительный процесс. Типичный способ образования, в котором утвердилась наша наука недавно, - восточный путь(не связано с территорией), основанный на восточном способе производства. Основу производства составляло ирригационное земледелие. Земля и сами сооружения — собственность государства. Первичная ячейка общества — земледельческая община. Необходимость мобилизации масс для работ привело к появление управленцев. Появление государства предшествовало частной собственности и классам.

Что касается появление античного государства в Греции и в Риме, то здесь прошел процесс социально-имущественного расслоения общества, который был вызван к жизни формированием частной собственности. Именно подобное общество было предметом изучения Маркса и Энгельса. На том этапе не было данных, которые позволяло бы предопределить, какой путь является наиболее распространенным. Но римская и греческая цивилизации были локальными. Этому уникльному устройству был придан универсальный характер. Ошибочны были выводы и о природе государства. Говорилось, что государство существовало для подавления одним классом другого, хотя, когда не было классов, возникает вопрос, зачем же было государство.

Кошанина: восток(госудраство — власть), Греция(государство — собственность).

Но всем государствам были присущи общие черты, которые отличали государство от организации в первобытном обществе:

l государство основывалось на территориальной общности своих подданных. Именно территория предполагает формирование и структуру государственных органов. Проживание населения на определенной территории определяет

l государство — особая организация публичной власти, которая носит политический характер. Основное отличие от предыдущей организации: государство выражает корпоративные интересы групп слоев, классов. Гос-во ищет консенсус. Но для этого нужна особая организация власти, которая будет заниматься управлением. В связи с этим появляются профессиональные уравленцы, работающие за вознаграждение. Обеспечение воли государства осуществаляется с помощью специального аппарата принуждения(армия, полиция, тюрьмы).

l Для содержания достаточно большого аппарата государства оно создает фискальный аппарат. Налоги со всего общества.

l У государства появляется такое свойство, как суверенитет — верховенство государственной власти над всеми учреждениями, которые есть в обществе

l государство располагает таким инструментом, как право. Право юридически оформляет государственную власть и делает эту государственную влать легитимной, т.е. оправнданной в глазах населения. Право определяет порядок и форма осуществения государственной власти.

Выводы:

  1. Государство существовало не всегда, появилось лишь на определенном этапе развития общества;
  2. Государство — историческое явление;
  3. Государство — закономерный продукт развивающегося общества.
  4. Государство формируется в результате длительного историчесгкого процесса, его появление связано с длительным периодом борьбы. Государство может появиться только при наличии определенных предпосылок.
  5. Эти основные факторы генензиса государства в конкретных исторических условиях у разных народов отличались друг от друга. Государство возникает как сила, стоящая над обществом, представляющая его интересы, но одновременно и как система политического господства одних социальных групп над другими.

Появление права.

Право существовало не всегда. Появление права связано с теми же самыми глобальными процессами, которые привели к появлению государства. Следует иметь в виду, что появлению права предшествовали правила, которые регулировали поведение людей в обществе. Без этих правил ни одно общество существовать не может. Эти правила складывались самопроизвольно, в течение длительного времени. Появление этих правил было продиктовано необходимостью выживания, т.е. естественно-природной основой. Правила действовали не в силу того, что за ними стояли карательные органы, а в силу авторитета их норм, в силу того, что исполнение этих норм было важно для всего общества.

Мононормы — единые, нерасчлененные нормы, которые включали в себя и нормы морали, и рилигиозные нормы и т.д. Никакого разделения не было.

Можно выделить две группы норм, которые существовали в условиях первобытного общества:

l запрещающие нормы (форма табу — как вид норм это система запретов на совершение определенных действий: употребление каких-то продуктов в пищу, употребление слов, действий. Нарушение этих запретов приводит в действие сверхественные силы, а потому жестоко карались);

l нормы, устанавливающие определенные правила поведения.

Позитивные нормы указывали на определенное поведение. К нарушителям общественные меры воздействия вполоть до изгнания до общины. Все это обеспечивало жизнедеятельность общины при данных условиях. Постепенно в процессе перехода от присваивающей экономике к производящей происходит изменение в нормативном...общества, что в конце концов привело к позникновению права. Право имеет совершенно иные процедуры создания, применения и защиты. Правовые нормы исходят от публичной власти и фиксируются как правила в письменной форме. Предписания, содержащиеся в этих письменных актах обязательны к исполнению. При необходимости это исполнение обеспечивается принудительной силой государства. В конце концов мононормы расщепляются на нормы морали, нормы религии, нормы корпоративные (помимо права).

Первые правовые памятники представляли смесь обычаев и практики деятельности государства. «Законы Ману».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: