Кафедра менеджмента менеджмента
Мейо
Лекция 11(1)
Социально-психологическое направление
Гастев
Развитие социально-управленческой теории начала 20х годов.
Лекция 10(2)
Период был характеризован взлетом отечественной социальной мысли.
Представители: Лавров, Михайловский
Представители легального марксизма: Туган Барановский, Петр Струве
Представители реального марксизма: Ленин
Развивался русский позитивизм: представители - Стронин, Евгений Де Роберти(1855 год книга-Социология)
С 18 по 28 год спад развития общественных наук в России, частично способствовал развитию управленческой мысли.
Появляются различные направления: Эмпирически прикладное(Русский тейлоризм) и Социально-психологическое(Русский Файолизм)
Представители Эмпирически прикладного направления:
Гастев, Стрельбицкий, Кашкадамов
Школа Харьковского института труда:
Представители: Дунаевский, Яков Куликов
Под направлением русского тейлоризма понимал обучение и совершенствование деятельности и повышение производительности труда отдельного работника. Под управлением понимал совершенствование отдельного работника.
|
|
Представители: Хвостов, Витке, Бызов
Николай Андреевич Витке, главное произведение- Организация управления и индустриальное развитие. Этюды по социологию научной организации труда и управления.
На его мировоззрение повлияли представители социологизма, марксистской социологии. С другой стороны, сильное влияние психологов, работы Файоля и Вильвуа. Витке является представителем холистской концепции управления, социальные отношения он трактует в духе социального реализма. "Современный человек должен переродиться, чтобы понять, что мыслит не индивид, а коллектив"
Управление видит не отдельных работников, коллективное доминирует над индивидуальной. Концепция одиночного работника и одиночного управляющего, управление результат совместной деятельности, трудовая деятельность-целое, единое. Научные принципы носят универсальный характер. Витке отвергает классическую иерархичную
Сочетание эмпирически-теоретически составляющих. Концепция человеческих отношений была создана при использовании этих составляющих или вторая точка зрения...
1-подход есть эмпирический эксперимент, индуктивный подход, теория формируется на основе опытов
2-вульгарный подход, сознание исследователя происходит социологическая парадигма, на Мейо повлияли Дюргейм, Малиновский. Проводим эксперимент, опираясь на парадигму.
Хаторским экспериментом предшествовали ряд экспериментом на фабриках. Сциално-психолологическая атмосфера в одном из цехов была проникнута глубоким унынием, депрессией, большая текучесть кадров, 280 %. Использовались наблюдение и опрос сотрудников(анкетирование и интервьюирование) роль межличностных отношений, поддержание которых влияет на климат организацию и на коллектив.
|
|
Этапы хатонского эксперимента: (На заводах 27-32 год, результаты 33-35 года)
1 Этап:
Создано 2 группы: 1-экспериментальная и 2- контрольная.
В экспериментальной измерялись материальные условия труда(освещения, продолжительность рабочего дня) Контрольная группа(условия труда не менялись)
При улучшении условий труда производительность труда увеличивалась. По мере продолжительности эксперимента производительность труда увеличивалась и в контрольной группе.
2 Этап:
Выявление неконтролируемых факторов повышения производительности труда, отличные от условий, создана экспериментальна группа порядка 6 человек с наблюдателем, который выявлял психологические причины а также устойчивый производительный климат в рамках микрогруппы. Ряд улучшений условий труда(паузы отдыха, завтрак, поднятие зарплаты, результат был аналогичный, социально-психологические факторы стали значимее материальных. Мейо сделал вывод, что социально-пчихологическся атмосфера в коллективе является доминирующей.
3 Этап:
Глубинные интервью. Прямые опросы. Социально-психологические факторы являются доминирующими(неформальная социальная иерархия, которая слабо соотносится с формальной, в любой микрогруппе есть лидеры, аутсайдеры) микрогруппа оказывает психологическое давление.
Катонский эффект
-смена парадигмы в организации, ценности, значимости управления, пересмотра представления. Лгали исследователям, сводя эксперимент на нет.
Социально-психологические парадигмы:
Ознаменовали собой крушение материалистических парадигм. Не могут адекватно объяснить поведение работников организации.
Маслоу, Дуглас Магрегор, Херсберг