Анализ затрат на рубль товарной продукции

Анализ динамики обобщенных показателей и факторов

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.

Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.

Данный анализ производится на основе факторного анализа:

1. объем выпускаемой продукции

2. структура продукции

3. переменные затраты

4. постоянные затраты.

Данный факторный анализ производится методом цепных подстановок.

Анализ структуры себестоимости по статьям и элементам расходов проводится по следующей схеме:

Состав затрат на производство

Элементы затрат За предшествующий год По плану на отчётный год Фактически за отчётный год Изменение фактических удельных весов по сравнению
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % С предшествующим годом С плановым, %
                 
              (гр.7-гр.3) (гр.7-гр.5)

Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.

Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.

Общая сумма затрат на производство

Затраты на 1 руб. ТП = --------------------------------------------------------

Товарная продукция

Факторы, определяющие уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:

- изменение затрат на рубль продукции (VВП),

- изменение структуры выпуска продукции (УД),

- изменение уровня удельных переменных затрат (В),

- изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (ЦП),

- изменение суммы постоянных затрат (А).

Анализ проводится по алгоритму факторного анализа материалоемкости.

Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: