Анализ формирования и выполнения производственной программы. Тема 7. Анализ производства и реализации продукции

Тема 7. Анализ производства и реализации продукции

Диагностика затрат на производство и реализацию продукции

Различают прямые, косвенные, вспомогательные и полные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Пря­мые затраты показывают, сколько и какой продукции, на какую стоимость непосредственно расходуется на данное производство.

Полные затраты кроме прямых включают косвенные и вспомогательные затраты на производство.

Например, бензин прямо расходуется на осуществление различных транспортных перевозок. Однако в цену бензина кроме его себес­тоимости включается стоимость его транспортировки от нефтепере­рабатывающего предприятия до автозаправочной станции. Стоимость транспортировки бензина складывается из стоимости строительства и обслуживания транспортной сети, стоимости эксплуатации бен­зовозов. Стоимость строительства и обслуживания транспортной сети в свою очередь, включает стоимость дорожно-строительных работ строительных материалов, эксплуатации дорожно-строительной техники. Диагностика прямых и полных затрат на производство определенной продукции показы­вает, какова реальная технико-экономическая цепочка, необходи­мая для данного производства.


1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2. Анализ объема продукции

3. Анализ ассортимента продукции

4. Анализ структуры продукции

5. Анализ качества продукции

6. Анализ ритмичности производства

7. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Источники информации:

1. плановые и оперативные планы-графики;

2. данные текущей и годовой отчетности:

- ф. 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции»,

- ф. № 1 «Баланс предприятия»,

- ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

4. данные текущего бухгалтерского и статистического учета:

- ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация,

- журнал ордер №1,

- карточки складского учета готовой продукции и др.

Основные показателями объема производства:

Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции).

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Jц = SVВП1Ц0: SVВП0Ц0

где VВП1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле:

ВП1ЦП = ВП1: Jц,

где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: