Эффект замещения и эффект дохода

Бюджетное ограничение

Допустим, что одна бутылка пива стоит 15 рублей, а цена одной пиццы составляет 30 рублей. Рассмотрим, как ваше предпочтение будет зависеть от ваших доходов. Предположим, что у вас имеется 240 рублей. Если все свои деньги вы пустите на покупку пива, то сможете приобрести 16 бутылок (240:15). Обозначим эту ситуацию на графике точкой М. Если же вам нужна только пицца, то вы купите 8 штук (240:30). Эту ситуацию обозначим точкой К. Линия, соединяющая точки М и К, представляет собой бюджетное ограничение (рис. 4.3).

Х (пиво, бутылки)
Y (пицца, шт.)
 
 
К
М
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С3
С2
С1
С
Рис. 4.3

Естественно предположить, что при данном уровне собственного дохода и при данном уровне цен мы предпочитаем максимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора, а, следовательно, стремимся оказаться на максимально высокой кривой безразличия.

На нашем графике бюджетная линия пересекается с кривой безразличия D1D1 только в одной точке С, которая называется точкой равновесия.

Точка равновесия отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе, т.к.:

1) точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данном бюджетном ограничении;

2) другие точки на линии МК соответствуют более низким кривым безразличия и соответственно воплощают в себе худший, чем на линии D1D1, набор товаров.

Правило. При предложенном рынком уровне цен задается бюджетное ограничение каждого потребителя, которое в сочетании с его порядком предпочтений определяет уровень его приобретений товаров и услуг, имеющихся на рынке.

Уровень цен и уровень доходов постоянно меняется. Как изменится потребительский выбор, если уровень дохода останется неизменным, а уровень цен изменится? Каково будет поведение потребителя?

Допустим, что одна бутылка пива подорожала: стала стоить не 15 рублей, а 21,8. А пицца подешевела с 30 рублей до 20 за штуку. Чем же определится в этом случае выбор потребителя – ваш выбор? С одной стороны, у вас есть стремление остаться на «своей» кривой безразличия, т.е. сохранить уровень потребления, привычный для вас. С другой стороны, ничего не поделаешь, вам придется изменить сочетание товаров на этой кривой безразличия в сторону уменьшения покупок подорожавшего товара и увеличения покупок подешевевшего товара.

Эта реакция потребителя на изменение цен называется эффектом замещения.

Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цены при неизменном уровне дохода.

Вернемся к примеру. Если весь доход (240 рублей) вы потратите на пиво, то теперь в изменившихся рыночных условиях сможете купить не 16, а только 11 бутылок. Обозначим точку этой покупки М1. Если весь доход потратить на пиццу, то можно купить уже не 8, а 12 штук. Обозначим эту точку К1. Таким образом, бюджетная линия изменяет свой наклон и трансформируется из МК в М1К1. Оставаясь на той же кривой безразличия, точка равновесия перемещается из точки С в точку С2 (рис. 4.4). Теперь вы достигаете равновесия при наборе из 6 пицц и 6 бутылок пива. Движение по кривой безразличия отражает сохранение уровня вашего потребления при новой системе цен. Наборы С и С2 для вас равнозначны, иначе они не располагались бы на одной кривой безразличия.

 
 
Х (пиво, бутылки)
К1
 
 
М1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С3
С2
С1
С
Рис. 4.4 Эффект замещения

А что произойдет, если вдруг ваш доход увеличится на 30 рублей и составит 270 рублей при неизменных ценах (пиво – 15 рублей, пицца – 30 рублей)? Теперь, если вы весь свой доход потратите на покупку пива, то сможете купить 18 бутылок пива. Если же потратите все деньги на покупку пиццы, то сможете купить 9 штук. Новая бюджетная линия примет вид М2К2. Отметим, что она будет параллельна прежней бюджетной линии М1К1 (рис. 4.5).

Х (пиво, бутылки)
 
 
К2
М1 К2 2 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С3
С2
С1
С
 
 
 
М2
Рис. 4.5 Эффект дохода
Y (пицца, шт.)

Правило. При изменении цены наклон бюджетной линии изменяется, при неизменных ценах – остается постоянным.

Итак, увеличение дохода выражается в перемещении бюджетной линии на более высокий уровень. Уровень потребления первого и второго товаров увеличится. Это явление получило название эффекта дохода.

Эффект дохода – это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: