Рынок земельных ресурсов

Ранее мы рассмотрели, как образуется величина ренты в случае, когда землевладелец сам использует принадлежащую ему землю. Рассмотрим, как определяется величина ренты в случае, если земля не принадлежит фермеру – он ее арендует. Принцип установления ренты (или арендной платы) как уравновешивающей цены (рис. 17.9) таков же, как и в случае других факторов производства (например, заработная плата – это цена, выравнивающая спрос и предложение труда).

Площадь земли, FЗ
Рента (арендная плата)
ПЗ
Рис. 17.9. Равновесие на рынке земли
RN1
FЗ1
СЗ1
СЗ1
R1
СЗ3
СЗ3
СЗ2
СЗ2
СЗ4
СЗ4
RN2
RN3
 
R3
R2


Уровень, на котором устанавливается земельная рента зависит от того, что предложение земли неэластично. Фиксированное предложение земли означает, что спрос на землю – это единственный фактор, который определяет земельную ренту. Если спрос на землю повышается с СЗ1 до СЗ2 (рис. 17.9), то земельная рента увеличивается от RN1 до RN2 (конкуренция между желающими получить землю в аренду ведет к увеличению стоимости арендной платы), и наоборот, если спрос на землю уменьшается с СЗ1 до СЗ3, то земельная рента уменьшается от RN1 до RN3 (собственники земли станут испытывать трудности со сдачей земли в аренду и вынуждены будут снизить ставки арендной платы). Если же спрос на землю снизится до уровня СЗ4, то земельная рента будет равняться нулю – земля при этом станет «свободным благом», или «бесплатным товаром», то есть таким товаром, спрос на который настолько мал по сравнению с предложением, что даже при нулевой цене существует избыточное предложение данного товара (подобная ситуация наблюдалась в американской истории в эпоху «свободной земли»).

Исходя из этого, можно сказать, что величина земельной ренты изменяется при изменении факторов, влияющих на спрос на землю. Например, если цена на пшеницу снизилась (снизился спрос на белый хлеб в силу изменившихся предпочтений покупателей), то и производный спрос на землю для выращивания пшеницы уменьшается и, следовательно, будет уменьшаться ставка арендной платы с RN1 до RN3 (рис. 17.9). Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства, например, ставок заработной платы и ставок арендной платы, дает производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном, минимальном, с точки зрения издержек, сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов.

В условиях рыночной экономики земля является объектом купли-продажи. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее доход, то становится понятно, что цена земли зависит от двух факторов:

1. Размеров земельной ренты, которую можно получить, став собственником данного участка;

2. Ставки ссудного процента.

Покупатель земельного участка приобретает его ради той ренты, того постоянного дохода, который приносит земля. Т.е. покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенного периода времени. В связи с этим становится понятным привлечение размера ссудного процента для определения цены земли. Ведь в экономической теории все, что приносит доход, рассматривается как капитал. Владелец денег, имея определенную сумму, может положить ее в банк и получить доход в виде процента, а может купить земельный участок.

Такое определение цены земли является теоретическим. На практике цена земли зависит от многих факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков. Так, например, рост цен на землю может объясняться растущим спросом на нее для несельскохозяйственных целей. Резко растет спрос на землю (и вообще на недвижимость) в условиях инфляции, а это ведет соответственно к росту цены земли.

Анализ категории цены земли помогает лучше понять сущность одного из многочисленных рынков товаров и факторов производства, существующих в нормальной рыночной экономике. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование, в частности, рынка земли, ее свободную куплю-продажу. Запрет на свободный рыночный оборот земли не помешает ее купле-продаже, но нелегальной (например, при продаже домов в сельской местности, дач и т.д., что наблюдалось и в нашей стране). Это означало, что государство лишилось значительной части доходов, связанных с реализацией земли в «официальном порядке». Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, – необходимое условие успеха экономических реформ в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: